Над подчиненными начальника Средневолжского ЛУМВД нависла угроза уголовного дела -

Над подчиненными начальника Средневолжского ЛУМВД нависла угроза уголовного дела

лодки полиция

Семья самарцев в результате неправомерных действий сотрудников транспортной полиции лишилась возможности распоряжаться собственным имуществом.

В Самаре очень любят Волгу. Недаром именно наша область является лидером в ПФО по количеству зарегистрированных маломерных судов – их у нас, по данным ГИМС, более 42 тыс. единиц. Приобрести водный транспорт, чтобы в летнее время бороздить просторы реки – один из любимых видов семейного отдыха жителей Самары и области.

Волжская акватория для транспортной полиции – традиционно большая сфера деятельности, и нарушения со стороны правоохранителей здесь, увы, не являются редкостью. То и дело слышишь истории о том, как кого-то из граждан полиция обидела «по беспределу» и концы в воду – виновных не сыщешь.

Очередная история случилась в этом году, но здесь, благодаря своевременному вмешательству Антикоррупционного агентства МАНО24, неправомерные действия полицейских получили отпор – дело дошло до Куйбышевской транспортной прокуратуры и Следственного комитета. А история запутанная, как раз из таких, которые чаще предпочитают спустить на тормозах и забыть, чем разбираться.

15 мая 2020 года на лодочной станции, расположенной в районе 3-й Просеки в Самаре оперативная группа сотрудников ОСО УР Средневолжского ЛУМВД России на транспорте провела изъятие маломерного судна.

Катер Silver Star стоимостью почти полтора миллиона рублей, являющийся собственностью жителя Самарской области и оформленный надлежащим образом в ГИМС, был изъят в соответствии с протоколом осмотра. Поводом для того, чтобы забрать лодку стали подозрения относительно подлинности идентификационного номера судна.

Представляя интересы владельца катера, руководитель МАНО24 Сергей Карпов прибыл на место, застав там сотрудников транспортной полиции. Его мнение о действиях подчиненных Пантелеева вы можете послушать на видео.

Следственные действия были в самом разгаре. Помимо опергруппы, присутствовали два понятых. К подбору данной категории лиц правоохранители традиционно относятся спустя рукава. Понятые в данном случае не имели при себе документов, то есть по факту не имели права называть себя понятыми. Их вписали в протокол, как говорится, задним числом. Оснований для осмотра и изъятия лодки сотрудники полиции на месте не предоставили, пришлось отправиться непосредственно в учреждение, лишь там Антикоррупционному агентству дали возможность ознакомиться с материалами дела (копии документов имеются в редакции).

Уже при первом взгляде на документы был выявлен целый ряд грубых нарушений в действиях полиции. Согласно протоколу, осмотр был начат в 14.51 и окончен в 18.30 по местному времени, при этом рапорт (№285 от 15.05.2020 о проведении оперативных мероприятий) зарегистрирован лишь в 19.00. Человек, не посвященный в особенности работы полиции, вряд ли заметит здесь процессуальные нарушения. Между тем, именно рапорт дает основания для процессуальных действий, и это не просто огрехи в работе правоохранителей, а факт вопиющего нарушения Закона о полиции.

Опишем ситуацию простым языком: сотрудники транспортной полиции явились на лодочную станцию, их подозрение вызвал идентификационный номер катера – дескать он был «перебит». Эксперты-криминалисты транспортной полиции в своем заключении пишут о том, что «вероятнее всего, первоначальное обозначение идентификационного номера… подвергалось изменению… Определить первоначально содержание знаков не представилось возможным».

Не смогли эксперты определить и факт изменения заводского шильдика ввиду отсутствия у них информации о технологии его изготовления. В тот же день лодку отправили на стоянку транспортной полиции. Вместе с тем, оснований для дальнейших разбирательств у полицейских не нашлось, о чем свидетельствует постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Вроде бы всё – процессуальное решение принято, лодку надлежит незамедлительно вернуть владельцу, добросовестному приобретателю, имеющему документы купли-продажи. Судно зарегистрировано в ГИМС по Самарской области, оно  осматривалось должностными лицами, и никаких нарушений в идентификационных номерах выявлено не было.

Но полицейские не торопятся с возвратом, хотят провести дополнительные экспертизы. Не имея объективной возможности сделать это, они продолжают удерживать судно, оставляя без внимания  запросы и жалобы на превышение должностных полномочий.

Право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, об этом говорит ст. 35 Конституции РФ. А согласно, ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Но, увы, государевы люди не всегда служат гражданину. Фактов превышения служебных полномочий сотрудниками транспортной полиции в этом деле достаточно. Отсутствие рапорта сделало все первоначальные действия полицейских незаконными – они просто не имели права в тот день находиться на лодочной станции. Вдобавок не удосужились уведомить владельца о своем визите на катер. Не имелось никаких законных оснований участвовать в осмотре маломерного судна и у экспертов, не говоря уже о понятых. Выражаясь юридическим языком, все это – действия в составе группы лиц, по предварительному сговору.

По заявлению Антикоррупционного агентства делом занялась Куйбышевская транспортная прокуратура, сотрудники которой объективно разобрались в ситуации. Несмотря на требование прокурора о выдаче судна его законному владельцу, катер почти полтора месяца продержали на стоянке транспортной полиции и лишь в июле он был возвращен владельцу. При этом сотрудники полиции продолжили усугублять свои нарушения. Они варварским способом сорвали с корпуса судна заводской шильдик, тем самым лишив владельца возможности законным способом эксплуатировать водномоторное средство. Белый катер с черной полосой стоит на приколе, а его владельцу приходится лишь сожалеть об испорченном лете.

Действия транспортной полиции Самары далеко не в первый раз попадают в поле зрения прокуратуры. В представлении об устранении нарушений законодательства, выданном Куйбышевской транспортной прокуратурой в адрес  начальника Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте Р.В. Пантелеева, говорится о том, что в ведомстве допускаются грубые нарушения уголовно-процессуального законодательства, требования закона в полной мере не соблюдаются. Отсутствие контроля со стороны руководителя порождает в коллективе атмосферу безответственности. Сложившаяся ситуация не только наносит вред интересам службы, но и подрывает авторитет государственной власти.

О чем думает полковник полиции Руслан Пантелеев, нам не известно. Зато известно, что Следственный комитет РФ в настоящее время решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя транспортной полиции Самары по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Материалы дела рассматривает Приволжское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ, дело ведет следователь по особо важным делам.

Благодаря сотрудникам Куйбышевской транспортной прокуратуры, чьи действия основываются на строгом соблюдении буквы закона, незаконные действия транспортной полиции получили законную оценку, а благодаря Антикоррупционному агентству – публичную огласку. Хотим выразить признательность сотрудникам транспортной прокуратуры за то, что они добросовестно выполняют свою работу, и Следственный комитет на это своевременно реагирует.

Жалоб самарцев в адрес транспортной полиции поступает немало, в данной сфере давно пора навести порядок, с тем, чтобы защитить наших граждан от произвола.

МАНО24 будет держать общественность в курсе событий по данному делу, и продолжать работу по выведению на чистую воду недобросовестных полицейских, независимо от их погон и регалий. Если вам пришлось столкнуться с аналогичными действиями сотрудников полиции в отношении вас, то вы можете обратиться в редакцию МАНО24 по телефонам, указанным на сайте.

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *