Титов при деле -

Титов при деле

27 августа руководитель Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев в своем выступлении на заседании правительства РФ отметил, что в настоящее время в стране отмечается развитие конкуренции на рынке услуг связи для целей телевещания, а также усиление конкуренции со стороны и за счет роста онлайн-видеосервисов. 

ИГОРЬ АРТЕМЬЕВ

Действительно, рынок телекоммуникационных услуг сегодня очень жесткий. Фактически его монополизировали «Ростелеком» и крупнейшие операторы сотовой связи. Однако среди строителей телекоммуникационных сетей наблюдается не менее жесткая конкуренция. Может быть, поэтому один из представителей данного бизнеса сегодня возглавляет Общественный совет при УФАС по Самарской области? 

2 сентября 2019 г. конкурсная комиссия УФАС по Самарской области избрала в состав Общественного совета при региональном управлении антимонопольного органа 15 человек. В основном общественные деятели, но есть и представители бизнеса. 1 октября 2019 г. Общественный совет провел первое заседание, на котором был избран председатель. Председателем Общественного совета при УФАС по Самарской обл. стал бывший губернатор Самарской области, а ныне заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.  

КОНСТАНТИН ТИТОВ

Если посмотреть внимательно документы, что можно увидеть, что экс-глав а региона – не просто «общественник».  Он также не последнее лицо в коммерческой организации. Константин Титов является заместителем председателя Совета директоров АО «СМАРТС». Возможно, кто-то не обратит на это внимание и даже не задумается над вопросом о том, какие интересы преследует здесь бывший глава региона. 

Однако если обратиться к документам, многое становится понятным. В ФАС существует «Положение об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (Далее – Положение). В Положении сказано, что целью данного совещательно-консультативного органа является «осуществление общественного контроля за деятельностью территориального органа, участие в общественном обсуждении общественно значимых нормативных правовых актов, разрабатываемых ФАС России, в мониторинге качества реализации контрольных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности государственных закупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности территориального органа и отчета об их исполнении, вопросов развития конкуренции в регионе, оценки результатов ее развития, достижения плановых показателей, а также иных вопросов».  

В Положении прописан порядок формирования Общественного совета, согласно которому правом выдвижения кандидатов обладают следующие субъекты: Общественная палата, общественные объединения и «иные некоммерческие организации». В принципе, смысл данного подхода понятен. К  контролю за антимонопольным ведомством необходимо привлекать именно общественников, поскольку бизнесмены преследуют свои коммерческие интересы, у которых в ходе работы может возникнуть конфликт интересов. В Положении есть четкое определение данного понятия. Там сказано: «Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность члена Общественного совета либо воздействие (давление) на члена Общественного совета влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих полномочий и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена Общественного совета и законными интересами граждан РФ, общественных объединений и иных организаций, референтных групп, способное привести к причинению вреда этим законным интересам».  

Важно отметить, что Общественный совет, несмотря на всю его «консультативность», обладает серьезными рычагами влияния на ведомственный орган. К примеру, в соответствии с п. 4.12 Положения любой член вправе запрашивать в территориальном органе отчетность о реализации рекомендаций Общественного совета, документы, касающиеся его организационно-хозяйственной деятельности, а также оказывать территориальному органу «содействие в разработке проектов нормативных, правовых актов и иных юридически значимых документов». Понятно, что возможности у председателя Общественного совета еще шире.  

Так как же зампред Совета директоров АО «СМАРТС» Константин Титов оказался во главе Общественного совета при Самарском УФАС? Очень просто. Его кандидатура была предложена Общественной палатой Самарской области. Кстати, в Общественном совете при УФАС Титов не единственный представитель бизнеса, попавший туда по представлению общественных и некоммерческих организаций. Вместе с ним в Общественном совете заседают генеральный директор АО «Авиакор – Авиационный завод» Алексей Гусев, директор ООО «ИСК» Евгений Голенцов, директор частной клиники «Диада» – лечебный центр Он и Она» Олег Сабанцев

ОЛЕГ САБАНЦЕВ
АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ

Но вернемся к вопросу о том, что такое АО «СМАРТС» и что там делает Константин Титов. АО «СМАРТС» было создано в 1991 г. Основателем является нынешний председатель Совета директоров АО «СМАРТС» Геннадий Кирюшин. На начальном этапе фирма торговала  автомобильными радиотелефонами системы «Алтай». Затем сменила род деятельности. В 1995 г. АО «СМАРТС» получает лицензию на оказание услуг связи стандарта GSM в Самарской области, став одним из первых операторов GSM в России. Как раз в этот период произошли ключевые события в истории компании. «С самого начала бизнес Кирюшина столкнулся с рядом проблем административного характера. Оператор угрожали лишить лицензии, однако ситуация несколько изменилась, когда в число акционеров вошел сын самарского губернатора Алексей Титов», – пишет mob-mobile.ru (https://yandex.ru/turbo/mob-mobile.ru/s/operators/2176-operator-sotovoy-svyazi-smarts-obzor-tarify-otzyvy.html). Очевидно, после этого все «проблемы административного характера» исчезли, а сам оператор сотовой связи распространил свою деятельность на 16 регионов страны. 

ГЕННАДИЙ КИРЮШИН

Алексей Титов был членом Совета директоров АО «СМАРТС» вплоть до июня 2015 г. Затем его сменил Константин Титов, занявший пост зампреда Совета директоров АО «СМАРТС». В этом качестве Титов-старший пребывает по сей день. 

К 2015 г. АО «СМАРТС» перестал оказывать услуги сотовой связи. В этот период компания уже развивала новое для себя направление – прокладка волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Пакеты микротрубок укладываются минитраншейным способом. Эксперты отмечают, что сейчас в России совсем немного компаний, создающих телекоммуникационную инфраструктуру по подобной технологии. Компания J’son & Partners Consulting в своем обзоре рынка строительства ВОЛС на территории РФ отмечает, что здесь более 100 компаний, из которых 20 крупнейших занимают около 80 % рынка. АО «СМАРТС» в их перечне нет.  

Однако есть веские основания полагать, что АО «СМАРТС» занимает лидирующие позиции на рынке Самарской области. В феврале 2020 г. генеральный директор АО «СМАРТС» Елена Бибикова говорила, что на текущий момент в Самарской области построено 1000 км линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной коммуникации (https://nag.ru/articles/article/106374/vols-po-trubke.html). А 14 апреля 2020 г. появилось распоряжение Правительства Самарской области, согласно которому АО «СМАРТС» было внесено в перечень системообразующих предприятий региона (https://pravo.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/04/dokument.pdf). Обычно такой чести мелкие игроки на рынке не удостаиваются.   

ЕЛЕНА БИБИКОВА

В Федеральном законе №135-ФЗ «О защите конкуренции» есть понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке превышает 35% или 50%. Существуют специальные правила определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта в зависимости от специфики рынка. Именно ФАС и должен выявлять доминирующие хозяйствующие субъекты. В антимонопольном органе даже утвержден административный регламент «по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией». Известно, что доминирующие хозяйствующие субъекты определенные сделки обязаны согласовывать в ФАС. 

Интересно, а руководитель Самарского УФАС Леонид Пак задумывался над вопросом изучения регионального рынка строительства телекоммуникационной инфраструктуры, чтобы определить наличие (или отсутствие) доминирующего положения хозяйствующих субъектов? Возникает подозрения, что заместитель председателя Совета директоров АО «СМАРТС» Константин Титов как раз и пробрался на пост руководителя Общественного совета при территориальном органе антимонопольного ведомства с целью следить, чтобы подобных «исследований рынка» никем не проводилось.  

ЛЕОНИД ПАК

Как тут не задуматься о том, что Константин Титов, возглавляя Общественный совет при Самарском УФАС,  испытывает тот самый «конфликт интересов»? Согласно Положению, члены Общественного совета обязаны информировать своего председателя или руководителя территориального органа ФАС об отсутствии у них конфликта интересов. При возникновении конфликта интересов у члена Общественного совета или председателя Общественного совета должны приниматься вполне конкретные действия. В этом случае Председатель Общественного совета или региональная общественная палата «обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до снятия полномочий с члена Общественного совета или председателя общественного совета, являющегося стороной конфликта интересов». 

Возникает вопрос: информировал ли Константин Титов главу Самарского УФАС о наличии конфликта интересов? И вообще волнует ли Пака данная ситуация? Но это, видимо, риторические вопросы.  

Это не последний материал агенства. Следите за публикациями на нашем сайте….

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *