И что такое осознанность . А сейчас я опишу несколько конкретных техник, развивающих осознанность и позволяющих своевременно разобраться с вашими эмоциями, чтобы понять как стать осознанным.
Навигация по статье «Как стать осознанным: практика и техники»
Осознанность и концентрация
Концентрация – это, по сути, владение собственным вниманием и умение перемещать его внутри собственной психики и организма в зависимости от собственных потребностей.
Концентрация – основа практически всех техник осознанности, но и сама по себе уже может многое дать. Для начала, научитесь осознавать свое тело, концентрировать внимание на процессах, происходящих в нем.
Начать можно с дыхания. Просто удерживайте внимание на собственном дыхании, каким бы оно ни было. Потом научитесь удерживать внимание на собственных мышцах, для начала – по отдельности, потом – на больших группах мышц (вся спина, все ноги и т.д.), потом – на всем теле одновременно.
Будет хорошо, если вы научитесь не только осознавать, но и расслаблять мышцы. Для этого можно сначала напрячь мышцу, а потом «отпустить» напряжение, и прочувствовать, продолжая удерживать внимание на происходящем, процесс расслабления.
Так же можно тренировать органы чувств. Концентрироваться на визуальных картинах, которые вы видите, на отдельных предметах, на каком-то конкретном цвете или на движении (например, воды или огня, или ветвей деревьев). Природные объекты для таких случаев очень подходят, но за неимением можно пользоваться и любыми другими.
Аналогичным образом можно тренировать слух, концентрируясь на каких-то отдельных звуках, распознавая отдельные детали в общем звучании окружающего мира, или фокусируя внимание на всем звуковом фоне одновременно.
И точно таким же образом можно поступить с изучением своей способности осязать, обонять, чувствовать вкус. Чем больше процессов в состоянии одновременно захватить ваша концентрация внимания – тем глубже ваша осознанность .
То, на что мы направляем внимание, куда больше поддается управлению со стороны сознания. Согласитесь, пока вы не обращали внимания на дыхание – вряд ли вы могли им управлять. Но как только дыхание попало в центр вашего внимания – вы тут же обнаруживаете способность влиять на глубину и темп дыхания.
Якорение
Эта техника нужна для того, чтобы:
- Закрепить постоянное присутствие в вас наблюдателя, научить его бодрствовать все время, сопровождать вас по жизни в каждый ее момент, помогать вам принимать решение о том, что делать с конкретными эмоциями, как конкретно их проживать и как реагировать на жизненные ситуации
- Разрушить любые автопилоты, помочь прекратить автоматические реакции, каковыми бывают обиды , злость, чувство собственной ничтожности, страхи, тревоги, реакции избегания, ухода и т.д.
Собственно, для начала вам нужно выбрать якорь. Он может быть очень разным, важно только одно – чтобы он как можно чаще попадался вам на глаза.
Это может быть картинка на холодильнике и на рабочем столе (лучше всего, чтобы это был простой и понятный знак), предмет, который вы носите на руке, деталь одежды или аксессуаров, которая всегда с вами.
Приведу примеры таких якорей. Я нередко предлагал своим клиентам в качестве якоря изображение дорожного знака «кирпич». Он – яркий, заметный, его смысл понятен всем – «остановись, сюда нельзя». В данном случае – «остановись, не реагируй на автопилоте, дай себе время осознать себя».
Или, например, браслет, кольцо, часы. Они находятся у вас на руке, руки – часто в поле зрения, вы часто будете натыкаться глазами на ваш якорь, а он, в свою очередь, будет вам напоминать о том же – «не забудь задать себе нужные вопросы, не реагируй автоматически».
Некоторые закладывали аналогичный смысл в кружку, из которой постоянно пьют (причем, покупали себе две одинаковых – домой и на работу, чтобы якорь работал всегда), кто-то использовал ради этой цели брелок на сумку…
В общем – полный простор вашей творческой фантазии. Условие только одно – вы должны видеть этот предмет как можно чаще. И он должен быть наполнен для вас смыслом: напоминать вам о том, что вы можете стать осознанным именно в эту минуту .
Как этого добиться, как «привязать» предмет к этому напоминанию? Иногда достаточно простой внутренней установки: «каждый раз, когда я буду смотреть на этот предмет, я буду вспоминать об осознанности, о наличии внутреннего наблюдателя». Вспомнив несколько раз, связь «предмет – состояние» закрепится.
Но, для уверенности, лучше процедуру проделать максимально глубоко и подробно. Сядьте в удобную позу. Постарайтесь прочувствовать свое тело целиком (см. пункт о концентрации).
Затем, когда ощущение всего тела удастся более или менее удерживать в сознании, добавьте к этому восприятие цветов в том помещении или в каком-то месте, где вы находитесь. Затем – звуков, запахов. Постарайтесь сидеть и воспринимать. Смотрите на предмет-якорь.
- Что я чувствую и ощущаю? Как это переживается моим телом?
- Когда это началось?
- Что тогда происходило в моей жизни, когда началось это чувство?
- Какие ожидания были у меня от этой реальности и почему?
- По какой причине я считаю, что только соответствие этим ожиданиям сделает меня счастливым ?
- Чего я на самом деле хочу от ситуации/себя/другого?
- Могу ли я увидеть в происходящем что-то положительное, чему это может меня научить?
- Для чего мне этот опыт, что мне стоит понять сейчас о себе и других?
Все это не значит, что вы любую ситуацию будете «спускать на тормозах». Возможно, вы придете к выводу, что партнер вас унижает, причем давно и систематически. И что в ваших интересах – дать ему это понять и жестко отстоять свои границы.
Но если этому предшествовало осознание всего, что с вами происходило вокруг ситуации с партнером, вряд ли ваши слова и действия будут хаотичными и неубедительными. Чаще наоборот – неубедительны сиюминутные эмоции, приправленные непониманием того, что реально происходит.
Именно поэтому нам бывают смешны детские «обидки»: нам-то с высоты взрослого хорошо видно, как банальный конфликт ожиданий и реальности (хотел игрушку, эту и сейчас, а у родителей не было денег – не купили) превращается в буквально страдание с ревом и воплями.
Мы хорошо понимаем, сколько ребенок еще должен понять, чтобы суметь соизмерить свои «хотелки» с разными процессами в мире, которые в будущем ему придется учитывать. Но при этом большинство взрослых порой ведет себя абсолютно также. Только «хотелки» посложнее и страдания намного острее.
И поэтому часто конфликты двух взрослых «детей» никуда не ведут – они лишь делают друг другу больно, но не задают себе ведущих к пониманию вопросов, не знают, чему этот конфликт должен их научить и не в состоянии вычленить суть своих пожеланий к миру.
Картина меняется, когда хотя бы один из них пытается стать осознанным.
Полный доступ к статье имеют только зарегистрированные пользователи.
Если ранее Вы уже регистрировались, то
Если у Вас возникли вопросы по статье
Вы можете задать их нашим психологам:
Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с дежурным психологом, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
Осознанность - это ключ к счастливой и спокойной жизни в эпоху стресса и суеты. Как говорил один философ, чудо - это не хождение по воде, чудо - это ходить по земле, наслаждаясь моментом и чувствуя себя живым. К сожалению, сейчас практически никто так не делает, поэтому вам может пригодиться это простое руководство.
Вечная суета
Вы когда-нибудь чувствовали себя так, словно ваш мозг работает постоянно, без перерыва, сводя вас с ума? Это вполне привычное чувство для большинства людей, которые живут в современном мире. Сейчас каждому нужно так много успеть, так много сделать, посетить несколько встреч, проработать бизнес-план и многое-многое другое. Человеческий мозг находится в постоянной работе, обрабатывая информацию, которая в большинстве случаев оказывается абсолютно бесполезной. И при этом у людей не находится минуты, чтобы просто остановиться, оглядеться вокруг и насладиться тем, что происходит в мире. Ведь вокруг столько прекрасного, о чем люди забывают в своей гонке - успеть то, успеть это, успеть все. Вот их мозг и не находит покоя ни на секунду. Поэтому вам нужно уметь радоваться тому, что происходит в жизни, уделять этому немного места посреди бытовых хлопот - тогда жить будет намного проще.
Как достичь осознанности?
Осознанность проявляется в обращении внимания человеком на текущий момент, умение им насладиться, проникнуться, раствориться в нем. Вам нужно уметь осознавать себя в этом мире, а не просто двигаться по течению, не делая ни одного даже самого маленького перерыва. Многие предлагают медитацию как способ достижения подобного состояния - вам нужно отречься от всего вокруг, сосредоточиться на чем-то одном, будь то мысль в вашей голове или точка на горизонте. После этого отпустите все свои мысли и дайте своему сознанию спокойствие. Это очень действенный метод, но при этом он требует немалого опыта и довольно большого количества времени, потому что мало кто может спокойно отпустить абсолютно все мысли, которые до этого роились в его голове. Поэтому вы можете попробовать использовать правила, которые будут описаны далее, чтобы достигать осознанности более простым способом. Вам нужно всего лишь научиться тому, как заниматься своей ежедневной рутиной не автоматически, а осознанно.
Осознанность во всем
В большинстве случаев люди стараются минимизировать осознанные действия, которые им необходимо делать в течение дня. Большая часть задач списывается на рутину и делается автоматически, по строго заведенному порядку и без участия какого-либо креатива или разнообразия. Соответственно, цель данного метода - превратить неосознанную механическую рутину в осознанные действия так, чтобы это дало вам возможность найти общий язык с окружающим миром.
Польза этого метода
Есть несколько преимуществ данного метода, которые могут мотивировать вас практиковать осознанность. Во-первых, все дела, с которыми вы будете работать, вы и так выполняете ежедневно, так что вам не придется искать больше времени для практики. Также вам не придется сразу браться за что-то сложное - достаточно начать с банальных минутных действий, таких как чистка зубов. Вам не помешает шум вокруг, вы можете заниматься этим на работе, вы можете прерваться в любой момент и так далее. Так что вам обязательно нужно рассмотреть данный метод, так как он позволит вам чувствовать себя лучше без каких-либо особых вложений.
Практика в жизни
Суть метода заключается в том, чтобы вы осознанно относились ко всем своим чувствам, даже в самых банальных ситуациях. Для примера можно взять утреннюю гигиену - когда вы умываетесь, не думайте обо всех своих проблемах, а сконцентрируйтесь на том, как вы ощущаете мыло на своих руках, какие движения вы совершаете, какой запах чувствуете и так далее. Как только ваш разум начинает отклоняться от этой линии, усилием мысли возвращайте его на прежний путь. Очень важно, чтобы хотя бы эти пару минут вы могли сконцентрировать все свое внимание на том, что вы делаете и что при этом испытываете. Какой-бы ни была ваша деятельность рутинной, подобная практика позволит вам почувствовать себя "живым", осознать себя в этом мире - вы сможете полностью проникнуться действием, а также моментом, в котором оно происходит. Сначала это может быть сложно, так как наш разум привык к суете и каждую минуту хочет быть занят какими-нибудь мыслями. Но со временем вы все лучше и лучше сможете отстраняться от всех хлопот и концентрироваться на конкретном моменте и ваших ощущениях, что даст вам свободу разума. Вы сможете переключаться на более длительные вещи, такие как, например, вождение машины на работу.
Когда использовать данный способ?
Выше была приведена пара примеров того, как пользоваться данным методом в повседневной жизни. Однако вариантов существует огромное количество, и у каждого есть своя рутина. Существуют, конечно, и наиболее распространенные, на которые стоит в первую очередь обратить внимание. Если вождение автомобиля - это довольно сложный процесс, и сразу переходить к нему после чистки зубов не стоит, вы можете практиковать осознанность, когда стоите на светофоре или в пробке. Также можно делать это на работе, где вы чаще всего в наибольшей степени подвержены стрессу. Вы можете осознано есть, принимать душ, а также делать миллион других мелочей, и все это сделает ваш мир лучше. Вы даже можете попробовать осознано общаться с людьми, чтобы лучше сконцентрироваться на вашем собеседнике и предмете беседы, а не заниматься параллельно еще десятком различных дел.
Осознание своего «Я» - чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» - гораздо более глубокое и обширное понятие.
Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.
Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» - это то, что принадлежит сущности человека, «мы» - это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»
Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно" его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).
«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность - это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.
То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.
Самосознание - это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» - чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.
Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист - это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».
Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».
Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна - в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).
Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон - необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон - это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», - это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.
Warning! Долгий, скучный и слишком философский ответ.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
____
Забавно, но именно этот вопрос, пожалуй, больше всего на свете интересовал меня в детстве: я постоянно спрашивал у родителей, почему я - это я, почему именно они - мои родители, существовал бы я, если бы меня не родили или родили не они, мог бы я быть другим человеком.
В общем-то, этот вопрос волнует меня до сих пор, однако в моих размышлениях на этот счёт тогда и сейчас присутствует колоссальное различие, которое, тем не менее, очень сложно распознать, дифференцировать и осознать как персонально для меня, так и для большинства людей, я думаю.
В детстве я воспринимал себя, своё сознание и свою личность как нечто нематериальное, существовавшее всегда и априори, как данность, как нечто цельное, полноценное и независимое.
И я не мог тогда, конечно, ни понять, ни представить, что моё сознание - всего лишь очень и очень сложная функция, которая реализуется группой нейронов, способность психики отражать собственное содержание.
Честно говоря, и сейчас сложно представить, как и почему я осознаю себя, именно я и именно себя, однако гораздо проще прийти к пониманию того, что моё сознание и моя личность - нечто, грубо говоря, подобное программе, записанной на определённый носитель - мозг - материальным миром, жизнью в человеческом теле, прижизненным опытом.
Здесь необходимо установить логику, появление которой попросту невозможно в детском сознании, не способном оперировать чем-то иным, кроме непосредственного восприятия: мы не возникаем ниоткуда и не "приходим" в это тело, это тело, появившись на свет и развиваясь по естественным закономерностям онтогенеза, постепенно рождает наше "я", это внешний мир, воздействуя через анализаторные системы на мозг, который уже, благодаря миллионам лет эволюции материи, содержит потенциал возникновения сознания, формирует нашу личность, это опыт, который мы получаем, движет развитием нашей индивидуальности.
Конечно, представление о своей личности и сознании как о чём-то, отделённом от тела, независимом и самоцельном, совершенно органично вписывается в картину наших заблуждений, порождаемых опытом, ведь каждый переживает себя, свою индивидуальность и своё сознание каждую секунду бодрствования, каждый день, всю жизнь. "Ведь я - это я!".
Тем не менее, я полагаю, мы можем заключить, что наше сознание и наша личность - это своего рода иллюзия, иллюзия не в том смысле, что представляет собой нечто несуществующее, но нечто условное, не реальный феномен, а скорее субъективное ощущение. Грубо говоря, мы осознаём себя собой постольку, поскольку у нас есть мозг, приспособленный для этого, а вот считаем себя индивидуальными, уникальными, цельными только в силу определённого естественного заблуждения. Нет никакого "меня" вне моей жизни, моего тела, моего опыта, процессов, происходящих в мозгу, а свою "душу" я переживаю только потому, что человеческая психика способна отражать собственное содержание.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
____
Всё равно у меня осталось чувство какой-то недосказанности. Надеюсь, вы сможете что-то в моём ответе понять, лол.
Макконахи плюсует!
И статейка для общего развития.
Это было достаточно давно в 1996 году. Я тогда начал практиковать осознанность. Практику брал у ОШО и буддийскую Випассану. Времени много этому посвящал. Я бы сказал даже был рьяным практикующим. Хотел тогда прийти к просветлению.
И вот утро, начинается завтрак. Я сижу и начинаю как обычно осознавать свое тело. Наблюдаю как я ем, как происходит движения рук и прочее (не буду описывать детально что именно осознавалось). Идет процесс. Я сидел и просто ел вареную картошку и смотрел в окно.
И вдруг БАЦ! ЩЕЛК! РАЗ! За доли секунды я вошел в опыт. Я пережил. Я увидел. Я, Я, Я, сказать описать этот опыт очень трудно, невозможно, но попытаться я попытаюсь.
У меня как будто упала пелена (или убрали занавес) с моего сознания. Я увидел мир таким каким он есть. Я стал небом (потому что во время опыта я был везде как воздух, все физические формы это одинаковые проявления). Я видел на все 360 градусов по горизонтали и на 360 градусов по вертикали. Свое тело воспринималось так же как стол и холодильник, оно ничем не отличалось от буханки хлеба. Такое свободное видение. Что касается ощущений, ну пожалуй добавлю, ощущение кристальной ясности сознания.
Я помню как я медленно выходил из «опыта». Потихоньку входя в обычное мировидение (мироощущение), я буквально видел, как мой ум начинает медленно подбирать всякие слова дабы описать ЭТО. И такие мысли и другие. Это было забавно.
Через час после пережитого пришли знания. Я понял что такое карма. Я понял почему заповеди необходимо соблюдать. Я понял что мы (люди) едины в своей сути. После опыта я был еще дня 2 или 3 как энерджайзер. Хочу заметить что я не употреблял никаких напитков, еды, наркотиков я не был в трансе, все было обычно.
Вот, кстати, тогда я не знал, этой вещи, но позже я пытался другим рассказать и не только рассказать этот опыт, но и ввести их в это мироощущение. И все потерял, все без остатка. Так вот.
Также я получал другие опыты: остановки времени, переживания ЛЮБВИ, мистические опыты, и пр.
Я прочитал описание твоего опыта, и вот что хочу на это сказать.
Любой опыт имеет начало и конец. Он не может длиться вечно. Вечным является только то, что неизменно. Любой опыт, это всего лишь опыт. В жизни человека случается много различных опытов, и поэтому не надо выделять какие-то из них как самые важные или самые нужные, или самые ценные. Все они равны. Это всего лишь разные состояния переживаемые сознанием.
Ты пишешь, что это потом прошло. А что прошло-то? Состояние,
которое возникло во время опыта? Так состояние ни есть Ты. Это
состояние переживаемое или наблюдаемое Тобой. Состояния могут меняться
и будут меняться, какими бы приятными или неприятными, обычными или
необычными они ни были. Неизменным остается лишь То, что наблюдает все
эти состояния и одновременно с этим пребывает в них своим вниманием. А Его нельзя ни приобрести, ни потерять, ни тем более удержать, поскольку Оно есть всегда и во всем. Это основа всего и Это не состояние. Все состояния являются лишь различными формами проявления Этого.
Ты, а вернее твой ум связал состояние возникшее у тебя во время опыта с «Я». И когда состояние это прошло, то возникло ощущение потери «Я». И возникло сожаление и желание вернуть это «Я», как некое приятное
состояние или переживание. Это заблуждение. Ни состояние, ни «Я» нельзя вернуть. Состояние это уже ушло, как ушли все прожитые тобой дни. А «Я» просто не было потеряно, поэтому нечего и возвращать. «Я» невозможно потерять, Оно всегда с тобой, Оно и есть Ты. Оно лишь вновь стало переживать сон, который люди считают своей жизнью.
Если тебя волнует вопрос осознания себя, то тебе не нужно печалиться о том, что этот опыт закончился, и не нужно пытаться удерживать в памяти ощущения полученные во время этого опыта, и не нужно хотеть во что бы то ни стало его повторения. Ничего этого не надо. Это все является помехами осознания.
Тебе нужно направить внимание на того, Кто испытывает все эти переживания? Кто переживает их? Кто их наблюдает? Кто при всех жизненных изменениях остается неизменным? И тогда кроме опыта переживания, может произойти понимание и вместе с ним осознание того,
что есть. Если такое понимание и осознание произойдет, то оно уже
никуда не уйдет. Тогда не будет больше сожалений ни о каких
состояниях. Все они станут неважными.
Предрасположенность останется, она обусловлена особенностями данного человеческого организма, а вот привязанность к чему-либо уйдет.
Уйдет так же и непонимание того, почему все так устроено, и почему все случается так, как случается, и почему все это случается именно со мной.
Попробуй проделать такой опыт, а потом расскажешь, что у тебя получилось.
Евгений, спасибо Вам за ответ.
В детстве у меня было постоянное ощущение что за мной кто-то наблюдает, кто-то большой - большой. То ли огромный глаз, то ли огромная сущность. Но что-то огромное. Только недавно я понял что это было мое осознание. Но вот странно, почему я чувствовал разделение?
Вы говорите что нужно направить внимание на то, кто это испытывает. Но если я направляю внимание… Ведь я и есть, как бы, внимание. Я его и направляю чтобы что-то понять или ощутить. Так ведь?
Да, это так, ты одновременно и тот, кто направляет внимание, и само внимание, и само восприятие, и само понимание, и осознание. Но пока ты воспринимаешь себя в виде некоего обособленного существа, ты чувствуешь разделение на себя и все остальное. Когда происходит понимание и осознание того, что никакого остального не существует, то все разделение сразу же пропадает. Остается только одно безличностное Я.
Но есть правда и еще одна заминка очень сильно выбившая меня из себя. Жуткая история на самом деле. Уже ничего не практикуя и ничем не занимаясь, вечером, самым обычным вечером, вдруг я понимаю, что к моему сознанию идет или надвигается нечто. Это нечто было как давящая сила, как огромная энергия волны. И все больше и больше, и я понял что еще чуть - чуть и я пропаду, меня смоет или я сойду с ума, или умру. Я осознал что уже в следующий миг меня не будет.
Я собрал всю волю, всю концентрацию. Рядом было фото Далай-ламы, и я стал молиться. Через полчаса немного стихло, но я удержал свое сознание.
Господа я не то что обосрался! Я забил на все практики! Меня это отбросило лет на 10 назад.
То чего ты так испугался, как раз и является пробуждением. Одновременно с пробуждением происходит и умирание личности. Да, это действительно воспринимается как умирание, как взрыв в сознании, как потеря ума. Но потом, если это переживается полностью без сопротивления и с полным приятием, то оказывается, что Ты вовсе не умираешь, а наоборот, приобретаешь бессмертие. Умирает только то, что ты какое-то время привык считать и воспринимать собой. А то, что остается, является тем, которое никогда не рождалось и никогда не умрет, то, что является основой самого существования, основой самого бытия.
Твое индивидуальное сознание не было готово к восприятию этого явления и поэтому оно не случилось. Оно произошло лишь частично. Но это вовсе не означает, что этого больше никогда не повторится. Скорее наоборот. Очень может быть, что это опять может повториться, но повториться тогда, когда твое индивидуальное сознание будет способно выдержать это переживание полностью.
Одной из помех, помешавших данному явлению произойти полностью, является страх смерти. Так же, вместе со страхом смерти, в твоем сознании присутствует и страх сумасшествия, и страх потери сознания, которые так же являются помехами данному явлению.
Попробуй осознать в себе эти страхи. Все они являются лишь заблуждением, неверным восприятием реальной действительности. Ты не можешь потерять сознание, поскольку ты есть само сознание. Так же ты не можешь сойти с ума, поскольку сходить с него некуда, да и некому, ведь все, что есть, является Сознанием, т.е. Тобой. Куда ты можешь уйти от Себя? «От себя никуда не уйдешь» – эта народная поговорка является проявлением народной мудрости, и в точности отражает то, что есть в действительности.
Конечно, сумасшествия случаются, но это является не потерей ума, а болезнью ума, воспалением ума. В основе таких болезней так же лежит неверное восприятие действительности, и лечатся они пониманием или осознанием. Но само по себе понимание не зависит от желания больного. Оно может никогда не случится, во всяком случае при его жизни. А по окончании жизни, это уже не будет иметь никакого значения, поскольку того, больного больше не будет. Будет чистое, свободное от болезненного ума Сознание.
Самый главный твой страх – это страх смерти. Попробуй нащупать этот страх в себе и пронаблюдать его от начала и до конца. Попробуй увидеть то, место откуда он появляется, и погрузись в него своим вниманием, пройди его насквозь. Увидь того, кто боится, и увидь то, что стоит за этим страхом, то, что находится по ту сторону страха.
То, что боится смерти обязательно умрет, но то, что находится за пределами страха смерти не подвержено смерти. Это основа самой жизни, основа самой смерти, это сама вечность. Стоит ли боятся вечности? Но вся фишка заключается в том, что будешь ли ты бояться смерти или нет, но она обязательно настанет, и будешь ли ты бояться восприятия вечности или наоборот будешь стремиться к нему, оно неизбежно случится. Так стоит ли пытаться избежать того, чего избежать невозможно?
Ну, а если этого избежать невозможно, то это надо просто принять, причем принять всем своим естеством. Принять полностью, без остатка. Принять и расслабиться, все равно больше ничего не остается. Когда ты сможешь по настоящему все это принять и расслабиться, тогда и произойдет осознание того чем ты в действительности являешься. А вместе с этим осознанием наступит и покой ума, воспринимаемый в виде счастья, блаженства или гармонии.
Я понял насчет смерти. Спасибо. На самом деле, я действительно испытываю страх потери сознания, страх смерти, да это так. Я тоже как - то спрашивал другого человека насчет моего опыта «страшной
Волны», он сказал, что я не готов, что я перенапрягся в своем желании
просветления.
На счет моего страха смерти, была еще одна история.
Есть такая буддийская практика четыре изложения фиксации памяти. Может она называется где-то и по-другому, но суть не в этом. Смысл этой медитации таков:
- Я не тело;
- Я не эмоции;
- Я не мысли;
- Я не фиксированные идеи.
И вот утром, я проснулся и вошел в медитацию, автоматом получилось. Я вдруг перестал себя ощущать, я не смог себя определить.
Меня не было, но в то же время, я все осознавал и понимал. Меня точно не было! И тогда я испугался сильно - А кто же я?- был у меня вопрос, И где я?
Был вопрос, и не было ответа, его не было. Я испугался, и судорожно стал хвататься за любую мысль, и вышел из этого. Было не просто это принять и жить с этим.
Евгений, вы «хотите» что бы я осознал свой страх. Но мне даже страшно взглянуть на это. Я не хочу таких переживаний, которые у меня были. Это слишком сильно, это не просто. Я понимаю, да, может, наверное мой опыт страха есть переживание умирания эго . Но рядом никого не было. Это ух! Столько боли и страданий в душе… Мне нужна наверное храбрость, причем храбрость льва. Не знаю.
Нет, я вовсе не хочу чтобы ты осознал свой страх. Мне все равно, будешь ты его осознавать или нет. Это жизнь тебя к этому подталкивает. Мне по большому счету до этого совсем нет дела. Дело до этого есть у тебя, поэтому ты ко мне с этим и обратился. Я лишь указал тебе на то, что есть. А как ты к этому будешь относиться, дело твое. Хочешь, принимай к сведению сказанное мной, хочешь, не принимай, но только сам факт приятия или не приятия всего этого не зависят от твоего желания. Все случится именно так, как и должно случиться, в этом проявляется единый закон единого существования Единого Целого.
Что же касается храбрости, то она есть у всех и в том количестве, в каком она нужна для выполнения задач данного существа. Вспомни сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Там был Лев, который считал себя трусливым и хотел попасть к великому волшебнику Гудвину, чтобы тот сделал его храбрым. Но пока он шел к нему за храбростью, жизнь ставила его в такие условия, что ему волей неволей приходилось быть храбрым. И когда он пришел к Гудвину, то храбрость ему по настоящему уже была и не нужна, поэтому Гудвин пошел на уловку, дав ему выпить приятного напитка, сказав, что это якобы эликсир храбрости.
Вот так и с тобой, жизнь подбрасывает тебе различные жизненные ситуации и создает вокруг тебя разные условия, в которых проявляются и развиваются необходимые, для совершения тобой определенных действий, навыки.
Не парься по поводу нехватки храбрости, ее у тебя столько, сколько нужно, ни больше, ни меньше. Перестать волноваться по любому поводу, ведь все равно ты не можешь изменить то, что случается. А то, что еще не случилось ты тоже не можешь изменить, поскольку ты не знаешь с абсолютной точностью, что должно случиться. Прошлое уже прошло и его так же не изменить. А раз ты не можешь ничего изменить, то остается только одно, расслабиться и просто наблюдать то, что случается. Попробуй ощутить в себе безмолвного и беспристрастного свидетеля всего, что есть. Ощути его и войди в него всем своим вниманием, ощути и осознай себя им. Тогда вопросов о храбрости или о чем-то другом больше не будет.