Логистические системы строительства следует рассматривать в кон-тексте общей теории логистических систем. По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.
Область логистики охватывает практически все сферы производства каждого предприятия: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; информационное обеспечение, коммерческая деятельность и многое другое. Задача руководства - разработать единую логистическую систему, что позволит добиться большей эффективности и снизить производственные затраты
Логистические системы материальных потоков, или, другими словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов строительных организаций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции (здания и сооружения).
1. логистическая система финансовых потоков (или финансовая логистическая система) опосредует все движения финансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией строительной продукции.
2. логистическая система информационных потоков (информационная логистическая система) опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства строительной фирмы.
3. логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудовая логистическая система) опосредует все разнообразие их миграции в строительной фирме.
В соответствии с дифференциацией логистик по стадиям строительного производственного цикла можно рассматривать такие логистические системы, как: системы закупочной логистики , которые организуют истоки закупок материально-технических ресурсов и производственно-техно-логической комплектации строек, а также сопровождающие потоки финансовых, информационных и трудовых ресурсов; системы производственной логистики , которые организуют потоки ресурсов строительных предприятий строй-индустрии и строительной фирмы в процессе производства строительных конструкций, изделий и других материалов, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ; – системы распределительной (сбытовой) логистики , которые организуют потоки готовой с троительной продукции, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также сопровождающие их потоки финансов , информации и трудовых ресурсов; системы транспортно-складской логистики , которые организуют грузопотоки и внутрискладские потоки строительной фирмы .
Классификацию логистических систем строительной фирмы можно продолжить и по другим признакам, например таким, как стадии инвестиционного процесса, этапы жизненного цикла строительной продукции и т.п.
Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.
Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения в рациональном использовании.
Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.
Предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.
Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на кажд°й стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.
Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. В заключение следует отметить следующее: переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей - минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
Анализируя работу строительного предприятия, можно сделать вывод, что для правильного расчета объемов закупок сырья и производства необходимо учитывать основные материальные потоки логистической системы предприятия. Расчет потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики выявил необходимость планирования оптимального объема производства и материальных ресурсов.
Решение перечисленных задач применительно к разным видам ресурсов имеет в строительном комплексе свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.
Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.
В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств: на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции; значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации; материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов; материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;
Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства составляют сейчас сегменты хозяйственно-экономического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики.
Предприятия промышленности строительных материалов и строитель-ной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.
Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.
Материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает их совпадение в сходных условиях.
Важной составной частью поиска эффективных решений в материаль-но-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока.
В области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.
Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей – минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.
Дисциплина: ЭкономикаТип работы: Диплом
Тема: Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»
Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ 4
1.2 ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
1.4 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ВОЙКАР» И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ 46
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 46
2.2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАО «ВОЙКАР» 59
2.2.1. Анализ организации процесса технологической подготовки 59
2.2.2. Анализ организации работы процесса проектировки 64
2.2.3. Анализ организации процесса подготовки строительства 67
2.2.4. Анализ контроля качества 70
2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЗАТРАТ ЗАО «ВОЙКАР» 77
2.4. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВОЙКАР» 81
2.4.1. Анализ сбыта ЗАО «Войкар» 81
2.4.2 Анализ потребителей ЗАО «Войкар» 84
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 86
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫБРАННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 86
3.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КАЧЕСТВУ 88
3.3 РАЗРАБОТКА КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ УТВЕРЖДЕННОГО ГРАФИКА ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 93
3.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 96
3.5 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ВИДА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98
3.6 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЯ СЕРИИ П-44-Т 99
4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧИХ МЕСТ И ИХ ОЦЕНКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 99
4.2.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЦЕНКЕ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ 101
4.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАО «ВОЙКАР» 106
4.3.1 Основные меры пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ 106
4.3.2 Необходимые меры пожарной безопасности при проведении сварочных и огневых работ 108
4.3.3 Исследование мер пожарной безопасности при работе с клеями, полимерными и другими горючими материалами 109
4.4 РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЖЕКТОРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 110
4.5 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА Э-353 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121
Введение
В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро- и макро уровнях.
Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.
Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.
Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.
Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров.
Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии. В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды. Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику. Ведь благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.
Целью данной работы является изучение основных логистических подходов к организации оптимальных производственных процессов строительного предприятия на основе логистического подхода.
1. Теоретические основы логистики в деятельности строительного предприятия
1.1 Сущность и основные принципы логистики
Логистика изучает и организует процессы эффективного управления материальными и информационными потоками с целью удовлетворения потребителей продукции и услуг.
Экономическая деятельность тесно связана с движением материальных потоков: предприятия закупают сырье, комплектующие и полуфабрикаты, организуют их доставку и хранение для нужд производства, обслуживают потребителей, доставляя в соответствии с их заказами готовую продукцию. Поскольку координация материальных потоков неразрывно связана с принятием решений, предусматривающий сбор, обработку и передачу информации, необходима организация системы информационного обеспечения логистики. Кроме того, движение материальных и информационных потоков требует финансового обеспечения.
Формирование логистики как самостоятельной области экономической науки обусловлено тенденциями развития экономики развитых стран мира за последние пятьдесят лет. Европейские эксперты выделяют три периода развития экономики, потребовавшие различного подхода к управлению предприятиями. Начиная с 1950 и до середины 70-х гг. промышленно-развитые страны мира достигали успеха в экономическом развитии, благодаря постоянному возрастанию спроса на товары и услуги, что способствовало повышению производительности труда, увеличению капитала, а также росту уровня образования населения. Кроме того, важную роль в увеличении объемов производства сыграло наличие достаточного количества сырья, которое можно было приобрести по низким ценам. С конца 70-х годов наметилась тенденция к резкому снижению темпов роста производства. К тому же предприятия стали чрезмерно зависеть от поставок сырья по низким ценам, а население между тем проявляло заинтересованность в повышении уровня жизни. В начале 90-х годов кризис на рынке сырья повлек за собой рост безработицы, увеличение инфляции и др. Протекционистские меры правительств ряда стран повлияли на снижение доли экспорта и импорта в экономике. В то же время возникли и стали развиваться новые технологии, стимулирующие рост производства.
Заинтересованность предприятий в расширении и увеличении.объемов производства, усиление конкуренции создали условия для насыщения традиционных рынков сбыта продукции и потребовали ориентации на маркетинг и логистику.
Благодаря переходу от рынка производителя к рынку потребителя производственные фирмы ныне организуют свою деятельность с учетом повышенных требований клиентов к качеству товаров и услуг.
При выборе поставщика наряду с высоким качеством и доступными ценами на продукцию решающую роль обычно играют такие факторы, как минимизация капитальных вложений при приобретении основных средств и скорость выполнения заказов при приобретении товаров широкого потребления. Следовательно, уровень обслуживания клиентов определяется эффективностью логистики. К основным показателям эффективности логистики потребители относят: точность (обязательность) поставки соблюдение поставщиком согласованных сроков (мера надежности и доверия между производителем и потребителем); срок (цикл) поставки промежуток времени между датами заказа и его выполнения (в условиях конкуренции выигрывает производитель с меньшим циклом поставки); готовность к поставке согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланием клиента; гибкость готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ; качество поставки выполнение условий (спецификации) клиента при комплектации и обеспечение сохранности грузов при доставке по назначению; информационная готовность готовность предприятия выдать покупателю информацию относительно поставляемой ему продукции.
Как свидетельствует опрос, проведенный фирмой «Сименс» (Германия) в 1993 г., в шкале приоритетов выбора производителей продукции потребители располагают показатели эффективности логистики непосредственно за оценками качества товара и его цены.
Термин «логистика» имеет греческое происхождение, используется во всех основных европейских языках. В Древней Греции он означал искусство рассуждения и выполнения расчетов, а в Великой Римской империи «правила распределения продовольствия». Позднее термин встречается в военном деле в значениях «тыл, снабжение войск» и «перемещения войсковых подразделений». В середине 60-х годов понятие логистика вошло в американский менеджмент, а из него в экономическую литературу.
Следует подчеркнуть, несмотря на различия в трактовке термина «логистика», его основные черты рациональность и точный расчет в течение более двух тысячелетий остаются неизменными.
Логистика исследует вопросы организации и рационализации товарных потоков от производителя к потребителю, включая управление закупками (снабжением) и. запасами. Существуют и такие направления этой науки, как логистика производства, сбыта и перевозок, управление кадрами и информационная логистика. Новизна логистического подхода к проблеме товародвижения состоит в органической взаимосвязи функций, обеспечивающих единое управление рациональными материальными потоками от поставщиков сырья через предприятие-изготовитель к клиентам. Такой подход диктуется необходимостью сочетания экономии затрат с гибким реагированием производственных и торговых фирм на приоритеты потребителей.
Цели современной логистики: синхронизация логистических функций с сокращением издержек, а также высвобождение финансовых ресурсов для новых инвестиций; укрепление положения компаний на рынке благодаря обеспечению потребителей нужными товарами необходимого качества в заданном количестве в установленном месте в указанное время наилучшим образом.
Несмотря на относительно недавнее возникновение логистики как экономической науки, она активно развивается, вскрывая резервы роста доходов фирм, что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.1.
Рисунок 1. 1. Влияние логистики на выбор решений при разработке стратегии распределения
С середины 60-х годов специалисты отмечают три фазы этого процесса. Эффективно работающие компании строят логистическую систему на основе принципа всеобъемлющего внимания к интересам и запросам клиентов. Этому подчинены цели распределения, направленные на поиск оптимальных решений во взаимодействии с поставщиками и потребителями товаров и услуг, структура которых представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Эволюция логистики
Необходимо отметить, что при становлении новой экономики России логистический подход имеет важное значение как в период становления компаний, так и при совершенствовании их работы. Ныне, когда предприятия свободны в выборе партнеров среди поставщиков сырья и комплектующих, транспортных фирм и мест складирования продукции, использование принципов и методов логистики предоставляет большие возможности для развития производства.
Направления совершенствования организации предприятий достаточно известны, многие из них разработаны и использовались в бывшем СССР, получив признание. Однако сегодня, когда нарушены организационные принципы внутри и вне предприятий, необходимо сочетать активный поиск перспективных и надежных фирм-партнеров с постоянным вниманием к внутрипроизводственным проблемам выпуска продукции. Поэтому организация и оптимизация снабжения, производства и распределения будут определять жизнеспособность предприятий. Это открывает перед логистикой широкие перспективы, не существовавшие в строго регулируемом плановом хозяйстве.
Как отмечалось, предмет логистики изучение условий оптимального (наилучшего при заданных условиях) удовлетворения заказов потребителей путем эффективною планирования, организации и управления деятельностью по формированию материальных потоков от заказчика сырья до потребления произведенного товара или услуги.
Основными каналами логистики, таким образом, являются: канал снабжения, канал производства и капал распределения (сбыта), что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Система логистики
Анализ видов логистической деятельности (функций логистики) в каналах снабжения, производства и распределения, на основании рисунка 1.4, свидетельствует, что основное влияние на достижение целей логистики и объем затрат оказывает: уровень (стандарт) обслуживания потребителей,
Рисунок 1.4. Функции логистики
транспортировка сырья или готовой продукции, поддержание запасов на складе, обработка заказов. Эти функции логистики называют основными, взаимосвязь которых представлена на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5. Взаимосвязь основных функций логистики.
Уровень (стандарт) обслуживания потребителей, являясь характеристикой эффективности логистики, влияет на объемы продажи продукции предприятия и выбор составляющих логистической системы. Во избежание необоснованного роста затрат стандарт должен быть тщательно обоснован. С этой целью необходимо, во-первых, определить нужды потребителей и запросы по их логистическому обслуживанию; во-вторых, проверить реакцию клиентов на применяемые формы обслуживания.
Транспортировка сырья или готовой продукции для большинства фирм - наиболее дорогостоящая функция логистики (составляет от 1/3 до 2/3 логистических издержек). Однако ни одна компания вместе с тем не может обойтись без доставки сырья или отправки каким-либо транспортом готовой продукции.
Управление перевозками обычно предполагает выбор вида транспорта, метода погрузки, маршрута, емкости транспортного средства.
Обычно невозможно или нерационально поддерживать производство или уровень поставок потребителям неизменным. Для обеспечения изготовления продукции необходимыми материальными ресурсами нужны запасы, выполняющие роль буфера между спросом и предложением, затраты на выполнение этой функции также могут составлять от 1/3 до 2/3 всех логистических издержек.
Если транспортировка определяет значение места для продукции, то запасы - значение времени. При этом запасы товаров всегда располагают ближе к потребителям, а сырье к местам обработки.
Большое количество пунктов складирования и высокие затраты на хранение материальных ценностей (обычно 25-30 % готовых затрат на производство) требуют тщательного управления запасами, которое предусматривает создание условий для поддержания минимальных запасов при обеспечении необходимого уровня обслуживания потребителей.
Затраты на обработку заказов не столь велики по сравнению с затратами на другие виды логистической деятельности. Однако обработку заказов относят к главным функциям логистики, ибо она, с одной стороны, определяет момент получения товара или оказания услуги клиенту, а с другой инициирует работу служб по доставке товара.
Поскольку главная цель логистической операции - предоставление товаров и услуг потребителям там и тогда, где и когда они того пожелают, перечисленные логистические функции считаются основными.
Основные функции логистики сопровождается целым рядом дополнительных видов деятельности, состав и структура которых представлена на рисунке 1.6.
Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает решение таких задач, как выбор местоположения склада, определение объема (площади) хранения, планировка размещения запасов, составление схемы расходования и пополнения запасов, проектирование зон транспортировки и погрузки-разгрузки, выбор общей планировки склада.
Рисунок 1.6. Взаимосвязь основных и дополнительных функций логистики.
Переработка грузов осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает поддержание запасов. Эта функция связана с движением продукции в пунктах хранения. Например, перемещение товаров с входной площадки получения до места размещения и от него -до выходной грузовой площадки.
Наиболее серьезными проблемами при организации при организации переработки грузов являются: выбор оборудования, организация процедур комплектования заказов, поддержание рационального грузооборота.
Далее рассмотрим защитную упаковку товаров. В этих рамках одна из целей логистики - доставка продукции потребителю с минимальными потерями. Гарантировать высокую сохранность грузов при транспортировке позволяет удачная конструкция защитной упаковки. Кроме того, продуманные форма и размеры упаковки позволяют повысить эффективность складирования и обработки грузов.
В настоящее время актуальность логистики практически ни у кого не вызывает сомнений. К проблемам логистики направлены интересы многих исследователей и хозяйственников. Предприятия тратят на логистику от 5 до 35% от объема продаж в зависимости от типа бизнеса, географического масштаба деятельности и других характеристик. Развитые страны расходуют сотни миллиардов долларов на логистику, причем на протяжении многих лет сохраняется тенденция увеличения этих затрат.
Практически во всех странах значительная доля логистических затрат приходится на транспортную составляющую. В британской экономике транспортные расходы составляют 41% от общих логистических затрат, в экономике США - 46%, в Польше до 50% . В отдельных странах на долю транспортной составляющей приходится около 60% таких затрат. По данным опроса, проведенного в Санкт-Петербурге в рамках международного проекта LogOn Baltic , было определено, что доля транспортных затрат в логистических издержках промышленных, строительных и торговых предприятий составляет 30–34%.
В цене товаров транспортная составляющая имеет разную долю в зависимости от вида продукции: 2–3% для электроники, 5–6% для продуктов питания, 7–12% для машин и оборудования, 40–60% для сырьевой продукции, 80–85% для минерально-строительных материалов .
Порядка 40% логистических затрат приходится на содержание запасов. Сами запасы также имеют высокую стоимость, однако их доля в товарообороте и ВВП в развитых странах имеет тенденцию к снижению. Так, в США с 1959 г. по 1992 г. доля запасов в ВВП снизилась с 28 до 19% . В Российской Федерации аналогичный показатель имеет бульшие значения с той же тенденцией. Так, с 1990 г. по 2001 г. доля запасов в ВВП снизилась с 47,4% до 20,9% . Предприятия заинтересованы в снижении затрат на содержание запасов, так как установлено, что хранение товарно-материальных запасов обходится компаниям, как минимум, в 25% от их балансовой стоимости в год .
Практика применения логистики доказывает ее эффективность. В ряде работ опубликованы данные о результативности логистики. Так, в одной из них указывается, что, по мнению специалистов (экспертная оценка), применение логистики позволяет: снизить уровень запасов на 30–50%; сократить время движения продукции на 25–45%; сократить повторные складские перевозки в 1,5–2,0 раза; сократить расходы на автоперевозки на 7–20%, на железнодорожные до 12%.
Логистика, развиваясь на предприятиях разных отраслей экономики, приобретает специфические отраслевые черты. В строительстве она имеет ряд особенностей. Первая особенность - это достаточно низкий уровень логистики в строительстве как отрасли народного хозяйства России, что объясняется рядом причин.
Во-первых, общим развитием логистики в нашей стране. Российская логистика, несмотря на большое количество успешных примеров внедрения логистического подхода на ряде предприятий, находится на низком уровне. Так, по данным Мирового банка, Россия занимает 99 место по развитию логистики среди 150 государств мира. Индекс логистики, на основе которого определялся рейтинг страны, учитывает время прохождения таможенных процедур, стоимость логистики (включая тарифы на грузовые перевозки), степень развитости логистической инфраструктуры, логистические компетенции, способность отслеживать поставки и ряд других факторов .
Доведение показателей логистики российских предприятий до уровня развитых стран затрудняется по ряду объективных причин, таких как: историческим отставанием сферы обращения продукции от производственной сферы, отсталость транспортной и складской инфраструктуры, высокая степень износа подвижного состава и объектов инфраструктуры транспорта, низкий уровень развития складских операций и ряд других. Кроме того, развитие логистики характеризуется региональной неравномерностью. Наибольшая концентрация терминалов, складских комплексов наблюдается в Москве и Московской области. На втором месте находится Санкт-Петербург. При этом в Санкт-Петербурге дефицит качественных (класса А и В) складских площадей составляет 1,2–3 млн кв. М .
Обследование логистической среды в Санкт-Петербурге показало неудовлетворенность предприятий логистической инфраструктурой и эффективностью логистики как характеристики внешней среды. Так, 40% опрошенных представителей промышленных и строительных компаний отрицательно оценили состояние инфраструктуры и 43% эффективность логистики .
Во-вторых, в строительстве у менеджеров среднего и высшего уровней невысокий уровень знаний в области логистики. Несмотря на то, что 84% опрошенных представителей промышленности и строительства считают логистику главным фактором воздействия на уровень сервиса покупателя, 71% - главным фактором воздействия на доходность и 65% - ключевым источником конкурентоспособности компании, при этом всего 35% видят логистику главным приоритетом в компании. Это говорит о восприятии логистики как второстепенной области управления, недостаточных знаниях высшего и среднего менеджмента о концепциях современной логистики. Многие считают, что логистика не является главным управляющим приоритетом на предприятии, а более 4% считают свои компании неподготовленными к внешним сбоям в логистике, а степень внешнего сотрудничества в логистических операциях намного ниже степени внутреннего сотрудничества.
Представители строительных и промышленных компаний развитие компетенций персонала в логистике ставят на четвертое (после повышения качества, развития информационных систем, выбора поставщиков) место в ряду важных для успешного развития предприятия потребностей. Показательно, что четвертое место компетенций персонала в логистике делят с потребностью сокращения затрат на логистику. Торговые компании компетенцию персонала в области логистики считают второй по значимости потребностью, она уступает место только развитию информационных технологий .
В-третьих, низкий уровень логистики в строительстве объясняется тем, что предприятия отрасли не исчерпали резервы повышения эффективности в области продаж и производства. Снижение этих резервов, особенно в ситуации экономического спада, сделает применение логистического подхода в управлении более актуальным.
Вторая особенность связана с характером строительного производства и отражается на эволюции логистики в конкретных компаниях. Сравним этапы внедрения логистического подхода на промышленном и строительном предприятии.
Логистика промышленного предприятия в своем развитии проходит ряд этапов (стадий). На первой стадии логистика затрагивает складирование и транспортировку готовой продукции. На второй стадии логистика включает обслуживание заказчиков, обработку заказов, складирование, управление запасами готовой продукции, транспортировку, то есть интегрируются все логистические функции, выполняемые при распределении готовой продукции. Основной акцент в логистическом управлении делается на снижение логистических затрат. На третьей стадии к результату, достигнутому на предыдущем уровне, добавляются доставка сырья, материалов на предприятие, прогноз сбыта, управление запасами материалов, незавершенного производства, закупка сырья, материалов, проектирование логистических систем. Оценка функционирования логистики предприятия производится на основе сравнения со стандартами качества. На четвертой стадии интегрируются все функциональные области логистики, предприятия выходят на глобальный уровень работы с учетом законов разных стран. Логистика охватывает и таможенные операции, вводится сплошная единая документация, усиливается потребность в «третьей стороне» (в логистических посредниках) .
Особенности строительного производства обуславливают отсутствие первых двух этапов. Развитие логистики в строительстве начинается с совершенствования и реинжиниринга процессов снабжения, интегрирования логистических функций: транспортировки и складирования материалов, управления запасами, как на уровне отдельных объектов, так и на уровне организации в целом, управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками. Основные решения в области снабжения строительного предприятия должны при этом решаться на основе общих издержек с учетом соблюдения стандартов качества.
Второй этап развития логистики - связан с применение логистического подхода в организации строительного производства, логистическая интеграция снабжения и производства. На этой стадии основные концепции логистики, такие как «точно вовремя», «бережливое» производство и ряд других находят применение в производственных процессах строительного предприятия. Следствием данной особенности логистики в строительстве является ориентация бенчмаркинга логистики строительного предприятия на промышленные предприятия, осуществляющие сборку каких-либо объектов, например, автосборочные производства.
Третья особенность логистики в строительстве связана с тем, что строительная организация редко является «хозяином» логистического процесса. Она рассматривается как потребитель в логистических системах производителей и поставщиков материалов, компонентов. Эта особенность является следствием недостаточного внимания к возможностям, которые может предоставить логистика в области оптимизации затрат. При традиционной организации логистических процессов на «входе» строительной организации требуется четкое формулирование стандартов логистического сервиса. Речь идет о таких процедурах как: время исполнения заказа, уровень логистических затрат, надежность поставок и др. Знания указанных показателей позволят изменить логистические процессы в снабжении, сделают прозрачной систему контроллинга логистической системы.
Четвертая особенность логистики в строительстве - это широчайшие возможности для логистического аутсорсинга, в частности, в снабжении. Для строительной организации большая часть операций при выполнении логистических функций транспортировки, складирования, управления запасами и закупками является вспомогательными процессами. В соответствии с концепциями ключевых компетентностей и реинжиниринга предприятию необходимо установить наилучший источник конкурентного преимущества, сделав ключевые процессы как можно более эффективными и бережливыми, а неключевые - передать на аутсорсинг.
Передача в аутсорсинг логистических функций в снабжении требует пересмотра политики по отношению к поставщикам с целью получения дополнительного конкурентного преимущества. Концепция М. Портера, усовершенствованная его последователями, предложившими шестую силу, так называемые «дополнительные схемы - зависимость вашего бизнеса от компаний, чьи продукты работают взаимодополнительно с вашими, т.е. по принципу синергии» , изменила мышление менеджеров. В качестве объекта оптимизации стали рассматриваться цепи создания ценности, что дало больший результат по сравнению с изолированным рассмотрением отдельных компаний-участников данной цепи. Если компании работают независимо от поставщиков и клиентов, то «в зонах пересечения наблюдается тенденция к росту затрат и неэффективности» . Управление цепью поставок осознается как фактор конкурентного преимущества.
Развитие аутсорсинга в снабжении строительного предприятия может осуществляться двумя способами. Первый предусматривает выполнение части логистических функций самим предприятием, вторая часть передается на аутсорсинг. Например, строительная компания самостоятельно осуществляет операции закупок, имеет собственный склад материалов, на котором осуществляет управление запасами, но транспортировку передает транспортному предприятию. Возможно привлечение складского оператора, который организует ответственное хранение отдельных материалов. Другими словами, первый вариант аутсорсинга в строительстве - это частичное привлечение логистических операторов для выполнения отдельных логистических функций снабжения.
Второй вариант - это привлечение логистического провайдера, выполняющего комплексные логистические функции. Он осуществляет закупку материалов, взаимодействует с поставщиками, складирует часть материалов, организует многономенклатурную поставку материалов на строительные объекты в соответствии с планом-графиком строительных работ, управляет запасами материалов. Этот вариант организации логистических процессов не исключает транзитной формы поставки отдельных материалов на объекты. Логистический провайдер организует и выполняет логистические процессы так, чтобы общие издержки в цепи поставок были оптимальными.
Конкурентные преимущества, создаваемые логистикой, становятся наиболее ощутимыми благодаря оптимизационным решениям, направленным на снижение логистических издержек, времени логистических циклов, повышение надежности функционирования цепей поставок. Рассмотрим основные решения, которые могут приниматься в цепях поставок строительных материалов.
Схематично цепь поставок строительных материалов, включающая логистического провайдера, выполняющего комплекс логистических функций, представлена на рис. 1.
Для оптимизации затрат в такой цепи поставок необходимы различные решения, которые принимаются как обслуживаемой строительной компанией, так и логистическим провайдером. В частности, от строительного предприятия требуются сформулированные требования по организации логистического обслуживания, которые определяются планами и графиками строительных работ, спецификацией, обусловленной строительной технологией, а также стоимостными, временными и качественными характеристиками ожидаемого сервиса. Остальные решения закреплены (см. рис. 1) за логистическим провайдером.
Следует заметить, что при отсутствии провайдера эти решения принимаются службами закупок и логистики строительной компании.
Решения, принимаемые логистическим провайдером, условно можно разделить на три группы.
Первая группа - решения, направленные на организацию обслуживания (формирование и отправка одно- и многоменклатурных партий поставок на строительные объекты, организация доставки по маршрутам с учетом номенклатуры материалов, их совместимости при перевозке в одном транспортном средстве и количества обслуживаемых объектов, управление запасами на приобъектных складах).