→ Архитектурное проектирование
О природе архитектуры
О природе архитектуры
Началом архитектуры было строительство, возникшее еще на заре развития человеческого общества, когда человек вынужден был создавать средства, необходимые для защиты от неблагоприятных природных условий и диких животных. Постепенно приобретая более развитые формы, примитивное строительство переходило в более сложную область человеческой деятельности - архитектуру, зодчество.
За прошедшие тысячелетия вместе с изменениями в обществе зодчество прошло гигантский путь развития, переживая как периоды величайшего подъема, так иногда и периода временного упадка.
Основным назначением архитектуры всегда являлось создание необходимой для существования человека жизненной среды, характер и степень комфортабельности которой определялись уровнем развития общества, его классовым составом, культурой, достижениями науки и техники. Эта жизненная среда, называемая архитектурой, воплощается в зданиях, имеющих внутреннее пространство, комплексах зданий и сооружений, организующих наружное пространство - улицы, площади, города и другие поселения.
В современном понимании архитектура - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Она организует все жизненные процессы.
Архитектура призвана удовлетворять все разнообразие потребностей каждого человека и общества в целом: как часть средств производства (здания заводов и фабрик, сооружения транспорта, энергетики и т. д.) и как часть материальной среды существования общества (жилые и общественные здания) она составляет область материальной культуры; в то же время, эстетически формируя окружение человека, выражая в художественных образах общественные идеи, архитектура входит в сферу духовной культуры.
По своему эмоциональному воздействию - архитектура одно из самых значительных и древних искусств. Сила ее художественных образов постоянно влияет на человека, ведь вся его жизнь проходит в окружении архитектуры.
Таким образом, зодчество, архитектура - это специфическое общественное явление, занимающее в системе культуры особое место как по своей социальной значимости, так и характеру создаваемых в процессе архитектурного творчества материальных и духовных ценностей, связь между которыми неразрывна.
Соответствие своему практическому назначению, эмоциональная выразительность, красота являются необходимыми качествами подлинной архитектуры. Вместе с тем создание произведений архитектуры требует значительных затрат общественного труда и времени. Поэтому в круг требований, предъявляемых к архитектуре, наряду с функциональной целесообразностью, удобством и красотой входят требования технической целесообразности и экономичности. Формула единства «пользы, прочности и красоты» была провозглашена еще древними теоретиками архитектуры. Уже в этой формуле выражается важнейший принцип органической взаимосвязи функциональных, технических и эстетических начал в архитектуре.
Соответствие зданий их функциональному, практическому назначению, удобство (польза) - первое основополагающее требование, предъявляемое к произведениям архитектуры.
Создание наиболее благоприятной среды для деятельности человека зависит прежде всего от того, насколько правильно, целесообразно выбрана архитектурно-планировочная, объемно-пространственная структура здания, в которой учтены достижения науки и накопленный опыт в проектировании и эксплуатации подобных зданий.
Организация внутреннего архитектурного пространства определяется функциональной целесообразностью, соответствием объема и связи помещений тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначается. Так, в зрелищных зданиях происходящий в них функциональный процесс вызывает необходимость создания такой структуры, которая наилучшим образом обеспечивает хорошую видимость и слышимость, быстрое заполнение и эвакуацию зрителей из залов. В зданиях, предназначенных для предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны), в планировке и объемно-пространственной композиции должна быть предусмотрена изоляция и одновременно связь обеденных залов и кухни. В производственных зданиях основной функцией является труд, производство продукции, в зависимости от характера которой и технологии ее изготовления определяются габариты помещений, степень и вид их освещенности, состав помещений для бытового обслуживания рабочих и характер их связи с производственными залами.
Кроме рациональной планировки помещений, соответствующей тем или иным функциональным процессам, удобство всех зданий обеспечивается правильным расположением лестниц, лифтов, размещением оборудования и инженерных устройств (санитарные приборы, отопление, вентиляция).
Таким образом, форма здания ео многом определяется функциональной закономерностью, но вместе с тем она строится по законам красоты. Прекрасное и целесообразное в архитектуре создаются в едином процессе формообразования.
О неразрывности пользы и красоты в архитектуре писали многие теоретики в разные периоды истории. Еще Гегель - представитель идеалистической эстетики - отмечал, что одной из великих красот классической архитектуры является то, что она не ставит колонн больше, чем необходимо для поддержания тяжести балок, и что в архитектуре в собственном смысле колонны, поставленные только ради украшения, не обладают истинной красотой.
Однако зависимость красоты от пользы в архитектуре - условие необходимое, но не достаточное. В противном случае были бы правы функционалисты и конструктивисты, односторонне видящие красоту только в рациональной организации производственно-бытовых процессов и конструктивной целесообразности.
Целесообразность не может определяться только соответствием функциональным или техническим требованиям - она предполагает решение всей широты задач, поставленных обществом перед произведением архитектуры - утилитарных, идеологических, художественно-эстетических.
Так что же такое красота применительно к архитектуре, что лежит в основе прекрасного?
Красота в архитектуре - понятие более сложное, чем в изобразительных или прикладных искусствах. К тому же эстетические проблемы архитектуры еще мало разработаны наукой. Сложность вопроса заключается в том, что произведения архитектуры в отличие от других искусств представляют собой одновременно и материальную и духовную ценность. Будучи вещественной реальностью, обеспечивающей выполнение обществом его многообразных жизненных функций, архитектура в то же время оказывает на общество исключительно сильное эмоциональное воздействие и неотделима от его идеологии. Это объясняется тем, что каждый социальный процесс затрагивает сферу не только материальной, но и духовной жизни человека. Поэтому в формировании материальной архитектурной среды, предназначенной для этих процессов, всегда присутствует духовная сторона, конкретно выражающаяся в эстетических качествах архитектурных сооружений.
Постоянно находясь в поле зрения человека, архитектура формирует его эстетические представления, воспитывая в нем понимание прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине. А ощущение прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественными средствами выражена сила идейного замысла, найдены соответствующие замыслу закономерности и пропорции формы, фактура и цвет материала, найдена гармония с окружающей средой.
В некоторых произведениях архитектуры, таких, как мемориальные музеи, мавзолеи, правительственные и культовые здания, идейная сторона приобретает особо важное значение. В этих случаях идейно-художественное содержание становится ведущим и воплощается в форме идейно-художественного образа.
Создание архитектурного образа - сложный творческий процесс. Он тем более сложен, что понятие образа в архитектуре отличается от других видов искусств. Архитектура не изображает предметы, как живопись, рисунок, скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности. Архитектура - искусство созидательное. Архитектурный образ возникает на материальной основе (осмысление автором социальной и функциональной задачи) и специфическими средствами архитектурного языка отражает действительность в самых общих признаках, вызывая у зрителей (вернее, потребителей) те или иные эмоции - чувства радости, печали, глубокого уважения, гордости, ощущение торжественности или уюта.
Следовательно, можно говорить о разнообразии образов в архитектуре - эпическом, героическом, лирическом. Каждому сооружению соответствует свой образ: некоторым общественным зданиям - эпический, жилым домам - лирический. И в каждом жанре архитектор ищет свои особые средства архитектурно-художест-венной выразительности. И чем талантливее архитектор, тем эти средства разнообразнее и сильней.
Воплощение функциональной и эстетической организации пространства и объема задуманного сооружения в материальную форму происходит с помощью строительной техники, включающей строительные материалы, конструкции, машины.
В развитии архитектуры строительная техника, опирающаяся на достижения науки и техники, играет значительную, а иногда и решающую роль. В то же время архитектура, служащая удовлетворению различных потребностей общества, оказывает большое влияние на развитие техники, ставя перед ней новые задачи, обусловленные этими потребностями.
Вся история зодчества - свидетельство определенной зависимости, взаимосвязи архитектуры и строительной техники.
В периоды расцвета зодчества эта зависимость гармонична. Здесь конструкция выступает как творчески осмысленная, пластически разработанная архитектурная форма, выражающая определенный идейно-художественный замысел и правдиво раскрывающая физическую работу материала и строительных элементов.
Однако известны периоды, когда архитектурная форма, полностью отрываясь от своей конструктивной основы, приобретала чисто декоративную выразительность. В другие периоды, наоборот, конструкция подавляла архитектурную форму, уничтожая по существу ее смысл и назначение - периоды откровенного техницизма. И та и другая крайность тормозили развитие архитектуры, прерывая на время процесс совершенствования архитектурного творчества.
В наш век научно-технической революции индустриализация во многом определяет направленность архитектурного творчества. Передовая техника открывает перед архитектором почти неограниченные возможности, но она ни в коем случае не должна при этом подчинить творческую мысль зодчего. Цель архитектуры - удовлетворение всесторонних потребностей человека, как материальных, так и духовных, а строительная техника, каких бы высот она не достигла, - средство достижения этой цели.
Поэтому в настоящее время необходимо овладеть методикой заводского изготовления конструкций и индустриализации строительства так, чтобы они были совершенным инструментом в руках архитектора и служили развитию архитектурного творчества при активном взаимодействии функции, формы и технологии для достижения больших социально значимых целей.
Архитектурно-строительная деятельность требует огромных материальных затрат, что определяет многообразие связей архитектуры с вопросами экономики. Вопросы экономичности в архитектуре и градостроительстве очень непросты. Здесь далеко не всегда можно сказать «дешево - значит экономично». Кроме того, это понятие включает множество аспектов: при сооружении зданий, их комплексов, городов и поселков вместе с необходимостью максимальной экономии денежных средств, строительных материалов, рабочей силы нужно учитывать затраты, которые будут иметь место в период эксплуатации объекта строительства (энергоснабжение, отопление, обслуживание); в понятие экономичности входит также время окупаемости стоимости строительства, а это связано со степенью пропускной способности некоторых общественных зданий, увеличением объема продукции с 1 м2 площади производственных зданий и т. д.
Сокращение затрат в архитектуре и строительстве осуществляется рациональными объемно-планировочными решениями зданий, правильным выбором строительных и отделочных материалов, облегчением конструкций, усовершенствованием методов строительства. Главным экономическим резервом в градостроительстве является повышение эффективности использования земли.
Вместе с тем в проблеме «архитектура и экономика» следует различать экономику разовую, «сиюминутную» и экономику большую, действующую постоянно, которые часто находятся в сложных противоречивых взаимоотношениях. Нередко бывают такие ситуации, при которых малый экономический выигрыш сегодня приводит к значительным потерям впоследствии. И наоборот, увеличение первоначальных затрат может дать серьезный экономический эффект в будущем. Поэтому в архитектуре, заключающей в себе огромные материальные ценности, экономно то, что учитывает перспективу, содержит в себе потенциал развития.
История зодчества показывает, что в периоды расцвета экономика и все слагаемые архитектуры находились в тесном союзе. А это значит, что разумные экономические требования к сооружению в значительной мере предопределяют и понятия пользы, прочности и красоты.
Советский архитектор должен проявить высокую меру ответственности и мастерство, чтобы добиться наиболее экономичного решения в широком понимании, не снижая при этом других требований, предъявляемых к архитектуре, в том числе и эстетических.
Только в органическом единстве всех рассмотренных сторон архитектуры создаются подлинные ее произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической, экономической или эстетической - ведет к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.
Вместе с тем требования, предъявляемые к отдельным сторонам архитектуры, не являются неизменными. Условия жизни общества - уровень развития производительных сил, способ производства, общественно-политический строй-оказывают огромное влияние на все требования, предъявляемые к зодчеству. Природные условия страны, национальные особенности ее народа также находят непосредственное отражение в характере архитектуры. Таким образом, два основных фактора - экономико-политический уровень развития общества и природно-климатические условия - и определяют отличительные особенности архитектуры разных стран и народов в определенные эпохи их исторического развития. Именно в силу своей социально-экономической обусловленности архитектура имеет особенности и черты, свойственные каждому строю общества.
В антагонистическом классовом обществе в архитектуре ярко отражаются классовые противоречия. Дворцы, усадьбы, виллы, правительственные и торговые здания, культовые сооружения служили и служат для удовлетворения потребностей и утверждения политического и материального могущества господствующих классов. В то же время сооружения, предназначенные для обслуживания нужд народа, в своей основной массе лишены как эстетических, так и элементарных комфортных качеств. Особенно остро противоречия классовых формаций самых разных эпох отражаются в застройке городов, разделяющихся на фешенебельные центральные районы и бедные окраины.
В современном капиталистическом обществе, несмотря на грандиозный прогресс науки и техники, эти противоречия еще углубились. Развитие архитектуры, охватывая здесь главным образом уникальные здания, обусловлено конкуренцией, рекламой, а не стремлением удовлетворить нужды всего общества. Поэтому гонка за экстравагантным формообразованием в архитектуре становится основным стимулом ее развития.
Сказанное выше отнюдь не умаляет отдельных значительных достижений в архитектуре прогрессивных мастеров современного капиталистического мира, но они не снимают классовой сущности этой архитектуры.
В советском обществе архитектура впервые получила принципиально новые качества; обслуживая все общество и охватывая все стороны жизни и деятельности человека, она приобрела уникальный общенародный характер, который обеспечивается самой сущностью советского строя.
Начиная с первых дней Советской власти вся деятельность архитекторов была направлена на службу народу. Теоретические работы по переустройству и созданию нового быта, новые идеи формирования городской среды оказали революционное воздействие на все дальнейшие свершения архитектуры последующих лет. Менялись формы советской архитектуры, но содержание ее оставалось незыблемым - она создавалась для народа.
Народность, демократичность советского зодчества проявились в первую очередь в широком развитии строительства зданий массового типа - жилых домов, школ, детских учреждений, кинотеатров, клубов. Это и определило ее социальный качественный признак.
Важнейшим преимуществом социалистической архитектуры, которую не связывает частная собственность на землю, является возможность комплексного решения всех вопросов, когда в сферу влияния архитектуры включаются не только отдельные здания и их комплексы, но разные поселения, города и даже целые регионы, планировка и строительство в масштабе всей страны.
Таким образом, основой новаторства социалистической архитектуры становится прежде всего новое содержание, отражение глубоких социальных преобразований и запросов общества. Неизмеримо возросло значение зодчества, его роль в ускорении социально-экономического прогресса, повышения уровня культуры, подъема общего морально-психологического климата. По мере развития количественной материальной стороны архитектуры вопросы эстетические в этих условиях приобретают все большее социальное значение.
Наша страна многонациональна, территориально расположена в самых разнообразных природно-климатических условиях. Поэтому важным качеством архитектуры Страны Советов является ее разнообразие, соответствие народным традициям как в создании материальной основы среды обитания, так и в ее эстетическом выражении.
Ведь каждому народу присущи свои традиции, основанные на многовековом опыте формирования архитектуры под воздействием природно-климатических особенностей, быта, развития культуры. Таким образом, национальный характер новой архитектуры должен заключаться не в поверхностном использовании орнаментики, а в глубоком проникновении в историческое развитие народа и его культуры.
Создание новых форм социалистического зодчества - сложный творческий процесс, требующий для своего завершения определенного времени.
Работа архитектора начинается с замысла, воплощаемого в проекте, а затем в процессе строительства - в материале. Отсюда можно понять огромную ответственность архитектора за создание сооружений, их комплексов, городов и поселков, которые должны отвечать всем разнообразным требованиям удобства, технического и художественного совершенства, экономичности. Творчество архитектора должно объединять в себе знания и способности инженера, художника, экономиста, глубокие знания тех жизненных социальных или производственных процессов, для которых сооружаются здания.
В поисках лучших решений, отвечающих требованиям жизни, архитектор изучает и оценивает опыт своих предшественников, который, будучи рассмотрен с позиций современности, будет служить опорой для дальнейшего развития архитектуры и новаторства. Создавая новое, архитектор бережно относится к архитектурному наследию, сохраняя все ценное и ставя его на службу современности.
Создавая свое произведение, архитектор думает не только об удовлетворении сегодняшних потребностей, одновременно он смотрит в будущее. Современные постройки рассчитаны на долгий срок физической службы, а темпы социальных требований к ним небывало ускорились. Для того чтобы здание морально не устаревало, архитектор должен обратиться к научному предвидению - прогнозированию. Таким образом, пристальное изучение прошлого и научное предвидение будущего органично входят в творческий метод архитектора.
В Советской стране работа архитектора имеет государственное значение. Он является проводником политики партии и государства в размещении производительных сил, в организации расселения. Его труд способствует повышению благосостояния общества, развитию культуры. Поэтому в содержании творческой деятельности архитектора понятие «человеческий фактор» звучит с особой социальной конкретностью. Все это требует от советского зодчего наряду с высоким профессиональным мастерством высокой гражданственности, идейности, принципиальности.
Проектирование и строительство здания или тем более комплекса зданий, населенного места не под силу одному человеку. Этот сложнейший процесс осуществляется большим коллективом людей многих специальностей, коллективом, в котором автор проекта - архитектор выполняет роль дирижера, организующего и координирующего общие усилия.
В этом коллективе проектировщиков и строителей технику-архитектору отводится ответственная роль разработчика идей и замыслов архитектора, а затем исполнителя чертежей, по которым осуществляется строительство. Поэтому техник-архитектор должен хорошо понимать замысел архитектора, уметь разбираться во всех элементах проекта, разрабатывать его отдельные узлы и детали. При этом техник-архитектор должен знать нормы проектирования, обладать совершенной графикой, уметь выполнять чертежи любой трудности, владеть современными приемами выполнения чертежей с помощью различных видов электронной техники.
Бионические формы отличаются сложностью конструкций и нелинейными формами.
Возникновение термина.
Понятие «бионика» (от греч. «биос» -- жизнь), появилось в начале ХХ в. В глобальном смысле оно обозначает область научного знания, основанную на открытии и использовании закономерностей построения естественных природных форм для решения технических, технологических и художественных задач на основе анализа структуры, морфологии и жизнедеятельности биологических организмов. Название было предложено американским исследователем Дж. Стилом на симпозиуме 1960 года в г. Дайтоне - «Живые прототипы искусственных систем -- ключ к новой технике», - в ходе которого было закреплено возникновение новой, неизведанной области знания. С этого момента перед архитекторами, дизайнерами, конструкторами и инженерами возникает ряд задач, направленных на поиск новых средств формообразования.
В СССР к началу 1980 гг., благодаря многолетним усилиям коллектива специалистов лаборатории ЦНИЭЛАБ, просуществовавшей до начала 1990 гг., архитектурная бионика окончательно сложилась как новое направление в архитектуре. В это время выходит итоговая монография большого международного коллектива авторов и сотрудников этой лаборатории под общей редакцией Ю. С. Лебедева «Архитектурная бионика» (1990 г.)
Таким образом, период с середины ХХ в. по начало ХХI в. в архитектуре ознаменовался повышением интереса к сложным криволинейным формам, возрождением, уже на новом уровне, понятия «органическая архитектура», своими корнями уходящего в конец XIX - начало XX века, к творчеству Л. Салливана и Ф. Л. Райта. Они считали, что архитектурная форма, как и в живой природе, должна быть функциональной и развиваться как бы «изнутри наружу».
Проблема гармоничного симбиоза архитектурной и природной среды.
Технократическое развитие последних десятилетий давно подчинило себе образ жизни человека. Шаг за шагом человечество вышло из своей экологической ниши обитания на планете. Фактически, мы стали жителями искусственной «природы», созданной из стекла, бетона и пластика, совместимость которой с жизнью природной экосистемы неуклонно стремится к нулю. И чем сильнее искусственная природа захватывает живую, тем более явственной становится потребность человека в естественной, природной гармонии. Наиболее вероятным способом возврата человечества «в лоно природы», восстановления равновесия между двумя мирами является развитие современной бионики.
Небоскреб-кипарис в Шанхае. Архитекторы: Maria Rosa Cervera & Javier Pioz.
Сиднейская опера. Архитектор: Jørn Utzon.
Учебный центр Rolex. Архитекторы: японское архитектурное бюро SANAA.
Архитектурная бионика - это инновационный стиль, берущий все самое лучшее от природы: рельефы, контуры, принципы формообразования и взаимодействия с окружающим миром. Во всем мире идеи бионической архитектуры успешно воплощены известными архитекторами: небоскреб-кипарис в Шанхае, Сиднейская опера в Австралии, здание правления NMB Bank - Нидерланды, учебный центр Rolex и музей плодов - в Японии.
Музей фруктов. Архитектор: Itsuko Hasegawa.
Интерьер музея фруктов.
Во все времена существовала преемственность природных форм в архитектуре, созданной человеком. Но, в отличие от формалистского подхода прошлых лет, когда архитектор просто копировал природные формы, современная бионика опирается на функциональные и принципиальные особенности живых организмов - способность к саморегуляции, фотосинтез, принцип гармоничного сосуществования и т. д. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт. Дальнейшее развитие бионики предполагает разработку и создание экодомов - энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого здания предусматривает комплекс инженерного оборудования. При строительстве используются экологичные материалы и строительные конструкции. В идеале, дом будущего - это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Современная архитектурная бионика практически слилась с понятием «экоархитектура» и напрямую связана с экологией.
Формообразование, переходящее из живой природы в архитектуру.
Каждое живое существо на планете является совершенной работающей системой, приспособленной к окружающей среде. Жизнеспособность таких систем - результат эволюции многих миллионов лет. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений.
Формообразование в живой природе характеризуется пластичностью и комбинаторностью, разнообразием как правильных геометрических форм и фигур -- окружностей, овалов, ромбов, кубов, треугольников, квадратов, различного рода многоугольников, так и бесконечным множеством чрезвычайно сложных и удивительно красивых, легких, прочных и экономичных конструкций, созданных в результате комбинирования этих элементов. Подобные структуры отражают сложность и многоэтапность эволюции развития живых организмов.
Основными позициями для изучения природы в ракурсе архитектурной бионики являются биоматериаловедение и биотектоника.
Объектом изучения в биоматериаловедении являются различные удивительные свойства природных структур и их "производных" — тканей животных организмов, стеблей и листьев растений, нитей паутины, усиков тыкв, крыльев бабочки и т.п.
С биотектоникой все сложнее. В этой области знания исследователей интересуют не столько свойства природных материалов, сколько сами принципы существования живых организмов. Главные проблемы биотектоники заключаются в создании новых конструкций на основе принципов и способов действия биоконструкций в живой природе, в осуществлении адаптации и роста гибких тектонических систем на основе адаптации и роста живых организмов.
В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.
Технологии архитектурной бионики.
Приведем в пример несколько наиболее распространенных современных направлений разработки бионических зданий.
1. Энергоэффективный Дом - сооружение с низким потреблением энергии или с нулевым потреблением энергии из стандартных источников (Energy Efficient Building).
2. Пассивный Дом (Passive Building) - сооружение с пассивной терморегуляцией (охлаждение и отопление за счет использования энергии окружающей среды). В таких домах предусмотрено применение энергосберегающих строительных материалов и конструкций и практически отсутствует традиционная отопительная система.
3. Биоклиматическая архитектура (Bioclimatic Architecture). Одно из направлений в стиле hi-tech. Главный принцип биоклиматической архитектуры - гармония с природой: "… чтобы птица, залетев в офис, не заметила, что она внутри него". В основном, известны многочисленные биоклиматические небоскребы, в которых наравне с заградительными системами, активно применяется многослойное остекление (double skin technology) обеспечивающее шумоизоляцию и поддержку микроклимата вкупе с вентилляцией.
4. Умный Дом (Intellectual Building) - здание, в котором при помощи компьютерных технологий и автоматизации оптимизированы потоки света и тепла в помещениях и ограждающих конструкциях.
5. Здоровый Дом (Healthy Building) - здание, в котором, наряду с применением энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, приоритетными являются природные строительные материалы (смеси из земли и глины, дерево, камень, песок, и т. д.) Технологии «здорового» дома включают системы очистки воздуха от вредных испарений, газов, радиоактивных веществ и т. д.
История использования архитектурных форм в архитектурной практике.
Архитектурная бионика возникла не случайно. Она явилась результатом предшествующего опыта использования в том или ином виде (чаще всего - ассоциативном и подражательном) определенных свойств или характеристик форм живой природы в архитектуре - к примеру, в гипостильных залах египетских храмов в Луксоре и Карнаке, капителях и колоннах античных ордеров, интерьерах готических соборов и т. д.
Колонны гипостильного зала храма в Эдфу.
К бионической архитектуре зачастую относят здания и архитектурные комплексы, которые органично вписываются в природный ландшафт, являясь как бы его продолжением. К примеру, такими можно назвать сооружения современного швейцарского архитектора Петера Цумтора. Наравне с натуральными строительными материалами, он работает с уже существующими природными элементами - горами, холмами, газонами, деревьями, практически не видоизменяя их. Его сооружения словно растут из земли, а, порой, настолько сливаются с окружающей природой, что их не сразу можно обнаружить. Так, например, термы в Швейцарии со стороны кажутся просто зеленой площадкой.
Термы в Вальсе. Архитектор: Peter Zumthor.
С точки зрения одной из концепций бионики - образа эко-дома, - к бионической архитектуре можно отнести даже привычные нам деревенские дома. Они созданы из натуральных материалов, а структуры деревенских поселков всегда были гармонично вписаны в окружающий ландшафт (верхняя точка поселка - церковь, низина - жилые дома и т. д.)
Купол Флорентийского собора. Архитектор: Filippo Brunelleschi.
Возникновение данной области в истории архитектуры всегда связано с какой-либо технической новацией: так, зодчий итальянского Возрождения Ф. Брунеллески в качестве прототипа для конструирования купола Флорентийского собора взял скорлупу яйца, а Леонардо да Винчи копировал формы живой природы при изображении и конструировании строительных, военных и даже летательных аппаратов. Принято считать, что первым, кто начал изучать механику полета живых моделей «с бионических позиций», был именно Леонардо да Винчи, который пытался разработать летательный аппарат с машущим крылом (орнитоптер).
Галерея в парке Гюэль. Архитектор: Antonio Gaudi.
Портал Страстей Христовых Собора Святого Семейства (Sagrada Familia).
Успехи строительной техники в ХIХ-ХХ вв. породили новые технические возможности для интерпретации архитектуры живой природы. Это нашло свое отражение в произведениях многих архитекторов, среди которых, безусловно, выделяется Антонио Гауди -- зачинатель широкого использования биоформ в архитектуре ХХ в. Спроектированные и построенные А. Гауди жилые здания, монастырь Гюэль, знаменитый «Sagrada Familia» (Собор Святого Семейства, выс. 170 м.) в Барселоне и ныне остаются и непревзойденными архитектурными шедеврами и, одновременно, наиболее талантливым и характерным примером ассимиляции архитектурных природных форм -- их применения и развития.
Чердачное перекрытие Casa Mila. Архитектор: Antonio Gaudi.
Арочный свод галереи в Casa Batlló. Архитектор: Antonio Gaudi.
А. Гауди считал, что в архитектуре, как и в природе, нет места копированию. В результате его сооружения поражают своей сложностью - вы не найдете в его постройках двух одинаковых деталей. Его колонны изображают стволы пальм с корой и листьями, лестничные поручни имитируют завивающиеся стебли растений, сводчатые перекрытия воспроизводят кроны деревьев. В своих творениях Гауди использовал параболические арки, гипер-спирали, наклонные колонны и т.д., создавая архитектуру, геометрия которой превосходила архитектурные фантазии и зодчих, и инженеров. Одним из первых А. Гауди использовал также и био-морфологические конструктивные свойства пространственно-изогнутой формы, которая была воплощена им в виде гиперболического параболоида небольшого лестничного пролета из кирпича. При этом Гауди не просто копировал объекты природы, но творчески интерпретировал природные формы, видоизменяя пропорции и масштабные ритмические характеристики.
Не смотря на то, что смысловой ряд протобионических построек выглядит достаточно внушительно и оправданно, некоторые специалисты считают архитектурной бионикой только те здания, которые не просто повторяют природные формы или созданы из естественных природных материалов, а содержат в своих конструкциях структуры и принципы живой природы.
Сооружение Эйфелевой башни. Инженер: Gustave Eiffel.
Проект моста. Архитектор: Paolo Soleri.
Эти ученые скорее назвали бы протобионикой такие постройки как 300-метровая Эйфелева башня инженера-мостовика А. Г. Эйфеля, которая в точности повторяет строение большой берцовой кости человека, проект моста архитектора П. Солери, напоминающий свернутый лист злака и разработанный по принципу перераспределения нагрузок в стеблях растений и т. д.
Велотрек в Крылатском. Архитекторы: Н. И. Воронина и А. Г. Оспенников.
В России законы живой природы также были заимствованы для создания некоторых архитектурных объектов “доперестроечного” периода. Примерами можно назвать Останкинскую радиотелевизионную башню в Москве, Олимпийские объекты — велотрек в Крылатском, мембранные покрытия крытого стадиона на проспекте Мира и универсального спортивно-зрелищного зала в Ленинграде, ресторан в Приморском парке Баку и его привязка в г. Фрунзе — ресторан «Бермет» и др.
Среди имен современных зодчих, работающих в направлении архитектурной бионики, выделяются Норман Фостер (http://www.fosterandpartners.com/Projects/ByType/Default.aspx), Сантьяго Калатрава (http://www.calatrava.com/#/Selected%20works/Architecture?mode=english), Николас Гримшоу (http://grimshaw-architects.com/sectors/), Кен Янг (http://www.trhamzahyeang.com/project/main.html), Винсент Калебо (http://vincent.callebaut.org/projets-groupe-tout.htm l) и т. д.
Если какой-либо аспект бионики заинтересовал Вас, пишите нам, и мы расскажем о нем более подробно!
Архитектурное бюро «Inttera».
Выходные данные сборника:
ПРИРОДА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ
Фоменко Наталья Александровна
архитектор в ТОО “ USB - Group ”, магистрант казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан г. Астана
NATURE AS A BASE OF ARCHITECTURE
Fomenko Natalya Alexandrovna
architect in “USB-Group” LLP, master student of S.Seifullin Kazakh Agro Technical University, Republic of Kazakhstan Astana
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены методы взаимодействия природных образов и архитектуры. Отображены основные идеи формирования природных стилей на протяжении многих лет. Обозначены влияющие факторы на формирование архитектуры. Рассмотрены работы влияния методов работы природы на архитектуру. Представлен вариант сохранения природного облика.
ABSTRACT
The methods of nature image and architecture interaction are view in a matter. Basis ideas of nature style formation over extended time are image. The influence factors on the architecture formation are denote. Works of influence nature system methods on architecture are view. Variant of save nature image is present.
Ключевые слова: природа; человек; архитектурная форма; экология проектирования; гармония; адаптивность архитектуры; ландшафт.
Keywords: nature; man; architecture form; ecology of projecting; harmony; adaptability of architecture; landscape.
Связь человека и природы неразрывна, как бы человек не стремился к прогрессу он все равно возвращается к природным истокам. Природа это начало из которого на протяжении веков люди черпают вдохновение, создавая все новые архитектурные стили. Несомненно в них отображаются как достижения научно-технического прогресса так и духовные убеждения. Новые взгляды, новые изобретения позволяют человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности природы места, климатические условия, культурно-исторические особенности народа диктуют формы образования архитектуры рекреационных зон. Влияние природного облика на эстетическое воспитание, формирование живых ценностей. Возможность сохранить сегодня природу для будущих поколений является одной из важнейших задач.
Природа - проявление мира в многообразии форм. Уникальный организм с гармонично развитой системой взаимодействия всех ее элементов, одним из которых является человек. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Испокон веков строящий культуру на общении с духовными силами. Окруженный продуктами научно-технического прогресса человек не перестает черпать вдохновение у природы и все чаще стремится к духовному отдыху. Что не всегда может позволить архитектура рекреационных зон. Основным критерием в проектировании является экономический фактор, что несомненно важно но только грамотное сочетание архитектуры и ландшафта создают благоприятную рекреационную среду.
Изначально термин архитектура означал искусство строить здания, в наше время архитектура является отображением возможности человечества и достижения в области технологий. В последнее время самыми распространенными материалами являются бетон стекло и метал. Разрабатываются новые конструкции зданий. Все чаще фасады зданий украшают металлическими конструктивными элементами, используются грубые формы в архитектуре не только деловых и общественных центров города но и в архитектуре рекреационных зон. Заполнение природного пространства архитектурой с ярко выраженными конструктивными элементами ведет к разрушению образа природы как единого организма. Господствование человека становится причиной истребления природных памятников. Архитектура рекреационных зон должна служить не столько организацией жилых процессов, сколько быть проводником от мира человечества к миру природы, источникам энергии жизни. Для удовлетворения потребности психологического и энергетического отдыха важно доминирование природы. Важно быть в гостях у природы, а не являться ее хозяином. Занимая доминирующую позицию, природа приглашает, знакомится, общается, делится энергией, чувством жизни, в случае, когда доминирует человек, природа замирает, закрывается, отворачивается от человека, она как будто перестает дышать, в надежде что человек ее не заметит и пройдет мимо. Она ждет, когда наступит тот самый момент, когда человек покинет ее навсегда чтобы вздохнуть спокойно. В то время когда человек может поддерживать величество природы, быть частью экосистемы. Открыть новое дыхание в формировании архитектурных стилей зон отдыха.
Формирование архитектуры скрытой в природной среде, сохраняет первозданный облик природных памятников. В процессе формирования очень важно учитывать интересы окружающей среды, для получения благоприятного результата взаимодействия среды и человека. Большую роль играет месторасположение рекреационной зоны, климат и экология местности. Следуя принципам экологии, от месторасположения зависит визуальное решение архитектурной и пространственной среды. Климат влияет на выбор использующихся конструкций и материалов. Немало важен культурно-исторический фактор. Наличие природных памятников требует проявления большего внимания к ним, для сохранения их облика. Являясь природным сокровищем своего государства, они представляют большую ценность в своей уникальности. Учитывая исторические и культурные элементы в формировании архитектурной среды, сохраняются культурные ценности народа. С приходом цивилизации происходит упадок культуры - плата за прогресс, но оглянувшись назад в любой культуре можно заметить, что предки находились в тесном взаимодействии с природой, что формирование не только архитектуры, но и всего образа жизни исходило из природных процессов.
Связь человека и природы можно наблюдать во многих проявлениях человеческой деятельности. Стремление человека окружить себя живым движет созданием садово-парковых территорий, приручению животных и выращиванию маленьких садов на подоконниках. Отображение образов природы прослеживается и в формировании архитектурных стилей со времен ХХ века. Живые линии плавность и текучесть форм стали основными принципами стиля модерн, изображение цветочных узоров на паркете использование растительных форм в ковке. Стиль, где декор на стене плавно перетекает на потолок, явно показывая присутствие жизни внутри каждого элемента, застывшего только на миг. Архитектура экспрессионизма отображает природные формы в своих произведениях, чаще всего вызывая в памяти природные ландшафты: горы, скалы, пещеры, сталактиты . Появление направления органической архитектуры вызвано желанием, путем объединения архитектуры и ландшафта - формирования гармоничного пространства, где элементы не занимают доминирующих позиций, а наоборот тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Стиль, где архитектура, сохраняя конструктивность образа, является продолжением природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Заимствование форм живой природы наблюдается в новом стиле био-тек. Отличием является использование современных материалов, сочетание стекла и металлических конструктивных элементов. Но зачастую архитектура как конструктивный элемент несет функцию организации пространства для удовлетворения человеческих потребностей. Совсем другого рода функциональность архитектуры отображается в работах Майкла Полина . Применение методов работы природы, приводит к самым неожиданным результатам. Позволяет экономить энергию, ресурсы, создавать безотходное производство. Природой изначально задуман круговорот веществ в природе, что подразумевает гармоничное развитие всех ее элементов, но не всегда человек принимает это во внимание. Добывая ресурс, человек просто его растрачивает, извлекая самую малость прибыли и избавляясь от остатка. Так же происходит и с природой, зачастую при развитии зон отдыха, бесследно истребляется большая часть природного ресурса, потому как главной целью является, денежная прибыль. Оставшуюся природу убивает загрязнение. Человек считая себя владельцем земли и всего произрастающего на ней, не смотря на то, что знает, как сильно он от нее зависит. В настоящее время известны не многие проекты «природной архитектуры». Еще в древние времена в Индии и Японии использовали живые мосты, они создавались путем переплетения каучуковых деревьев, конструкция укреплялась за счет естественного роста. Известны случаи выращивания домов, используя метод арбоархитектуры. Направления зародившегося из направления арбоскульптуры, созданным Акселем Эрладсеном, смыслом которого являлось создание различных форм из растущих деревьев. Но это занимает большое количество времени.
Большое распространение в скандинавских странах имеют травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такой вид кровли обладает отличной тепло- и звукоизоляцией, что является не только экологичным но и экономично выгодным. В германии уже стало популярным украшение крыш композициями из цветов, что дарит не только гармонию с природой, но и особую индивидуальность зданию.
Большую часть жизни человек проводит в бетонных джунглях, которые создает сам, поэтому рекреационная архитектура требует особого подхода и внимания. Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма .
Идея существования человека в гармонии с природой отображается во многих религиозных направлениях. Язычество подразумевает полную связь человека с природой. Все живое имеет душу. Боги стоят за всеми явлениями природы. Общение с природой подразумевает, получение знания. Обретение мудрости - разумное и бережное отношение к своей живой планете, возвращая себя в равновесие с природным миром. Буддизм показывает соотношение процессов мира духовности, с процессами взаимодействий природы. Взаимодействие энергий рассматривается как физическое взаимодействие. Природа является эталоном, открытой книгой познания которому следует учиться. Даосизм, как и буддизм, предлагает сосредоточиться на настоящем моменте, поскольку в жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, но не в нашем воображении. Исходя из этой посылки, любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь в состоянии покоя. Возврат к совершенству - это движение от неестественного к естественному.
Архитектура является одним из важных элементов жизни человека, и с давних времен несет функцию защиты. Гармоничная организация пространства и внешнего облика является важным фактором для создания экологически благоприятной рекреационной среды. Формирование архитектуры как единого организма созданного человеком в гармонии с природой. Гармония - равновесие противоположных сил, равное сочетание взаимодействия, главный принцип природы. Равноценность сил основа гармоничного бытия. Позволение проникновения одного в другое и наоборот четко отображает символ инь-янь. Поиск архитектуры в природе и воплощение природы в архитектуре, является наивысшей степенью гармоничного взаимодействия.
Список литературы:
1.Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241. - 19 с.
2.Полин М. Используя гений природы в архитектуре. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.ted.com/talks/lang/ru/michael_pawlyn_using_nature_s_genius_in_architecture.html (дата обращения: 11.03.2013).
Органическая архитектура - не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.
Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е - 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры.
За все время ее существования первоначальная идея о неразрывности с природой и ландшафтом эволюционировала, культивируя свои новые вариации (бионическая, экологическая архитектура) .
Портрет Фрэнка Райта
Современный всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен стремлением человека вновь стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресыщен видами однотипных многоэтажек и бесконечных дорог. Поэтому все больше архитекторов работают в данном стиле, поддерживая тенденцию «eco-friendly». Так каковы же основные признаки современной органической архитектуры?
Максимальная интеграция в окружающий ландшафт
Данный вид архитектуры характеризуется созданием зданий, органично вписанных в природный ландшафт. Их форма должна каждый раз вытекать из специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых они возводятся. Здесь отсутствует традиция нарочитого выделения постройки из окружающего ландшафта.
Дом представляется как естественное продолжение пейзажа, что достигается двумя путями: биоморфизмом (имитацией природных форм) и и нтеграцией непосредственно в объект. Каноническим для органической архитектуры является «Дом над водопадом» Ф.Л. Райта, построенный в 1936-1939 годах.
Дом над водопадом
The High Desert House, США
Идея создания уникального дома в пустыне Калифорнии появилась в 1986 году у пары художников, Джея и Бев Дулиттл. К реализации проекта приступил архитектор Кендрик Бангс Келлог , и теперь The High Desert House является впечатляющим примером биоморфизма - имитации природных форм как внутри постройки, так и снаружи.
The High Desert House
Дом у скалы, Норвегия
Подобно «Дому над водопадом», дом норвежских архитекторов Lund Hagem встроен непосредственно в природный объект - скалу, которая заменяет одну из стен. «Проект заключается в использования естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью», - заявили архитекторы.
Дом студии Lund Hagem
Использование природных материалов
Если первоначально органическая архитектура предполагала использование только одного вида материала (камень или дерево), то сейчас чаще наблюдается сочетание лёгких конструкций и тяжелых, массивных объектов из фактурных необработанных материалов. Таким образом, пропадает необходимость в дополнительном декоре интерьера.
Dayang Sanghoi, Южная Корея
Архитекторы из южнокорейского агентства TUNEplanning воспользовалось горной поверхностью региона Пхёнчхан в Сеуле, чтобы построить безопасное убежище от шумной атмосферы города. Здание принадлежит частной компании, разместившей на его территории офис, центр обучения, студию, ресторан и кафе.
В постройке и оформлении Dayang Sanghoi использовалось два природных материала: камень и сосна. Пространство было спроектировано таким образом, чтобы горная порода сразу бросалась в глаза посетителям, она обеспечивает фон для бара. Даже мебель здесь установлена беспорядочно, будто расставлена природой и без какого-либо плана.
Dayang Sanghoi
Отель Amangiri, США
В статье Losko писал об отеле, расположившемся среди пустынных скал. Отель не только отлично интегрирован в окружающую среду, но и построен из натуральных материалов, песчаный цвет которых продолжает аскетичный образ пустыни.
Отель Amangiri
Обилие естественного света
Свет формирует пространство и служит мощным средством воздействия на эмоции. Поэтому Ф.Л. Райт одним из первых ввел в архитектуру ленточное, потолочное остекленение и панорамные окна, казавшиеся тогда эксцентричным новшеством, и столь привычные для нас сейчас.
Стекло используется не только для окон, но и для зонирования интерьера. Естественный свет посредством обильного остекленения жилого пространства создает присущую для органической архитектуры атмосферу свободы и отсутствия границ.
The paradise-like house, Китай
Все детство владельца этого дома прошло рядом с природой. Пожив в городе, он устал от шума и суеты и попросил дизайнера Сюй Фу-Мина создать для него собственный райский уголок, способный вернуть его к природе. Однако дизайнер не ограничился натуральными материалами и окнами во всю высоту здания с видом на сад. Чтобы создать эффект особого умиротворения и безопасности, Сюй Фу-Мин пристроил окна спальни к массивным камням.
The paradise-like house
Hidden Pavilion, Испания
Полностью застекленные стены Hidden Pavilion гарантируют, что владельцы этой резиденции, созданной архитекторами Penelas Architects , смогут насладиться наилучшими видами живописного леса за пределами Мадрида. Он полностью оправдывает свое название, поскольку спрятан среди лесных массивов.
Для обильного естественного освещения внутри дома почти все поверхности либо стеклянные, либо отражающие, что позволяет дневному свету задержаться в Hidden Pavilion подольше.
Hidden Pavilion
Размытие границ между интерьером и окружающей природой
Одним из главных и отличительных признаков проектирования современного жилища в органическом стиле является перетекание пространств. Гармония между внутренним и внешним пространством (интерьера с окружающей средой) достигается чаще всего через остекление.
Органическая архитектура определяется климатическими особенностями, поэтому современные архитекторы находят нужным не только стереть грань между домом и ландшафтом, но и оригинально использовать естественную природную среду в продолжение интерьера. И вот несколько примеров в доказательство.
Отель Valentinerhof, Италия
Уникальность этого отеля состоит в почти полном отсутствии визуальных границ между внутренним пространством бассейна и окружающими видами Альп. Архитекторы из бюро noa* добились эффекта бесконечного водоема в небесах с помощью панорамного остекления и ступенчатых бассейнов.
Отель Valentinerhof
The Sirdalen House, Норвегия
Архитекторы из Filter Arkitekter создали современный дом, органично дополняющий заснеженные просторы горнолыжного курорта. В случае, когда погода не позволяет застеклить все поверхности, единственный выход в органическом стиле - создание эффекта перетекания пространства, чтобы внешняя стихия служила естественным продолжением интерьера и наоборот.
The Sirdalen House
Элементы живой природы в интерьере
Для того, чтобы окончательно гармонизировать человека с природой, современные архитекторы прибегают к масштабному озеленению жилой площади. Живая растительность здесь используется в сочетании с минималистичным интерьером. Чем сильнее растительность совпадает с местной, тем органичнее смотрится вся постройка.
MM House, Мексика
Прекрасным примером может стать MM House в Мехико от Nicolas Schuybroek Architects в сотрудничестве с Марком Мерксом. Чистые линии и ультра-минималистическая палитра интерьера украшена богатыми «зелеными карманами» местных растений. Все это в совокупности производит успокаивающий эффект на настроение человека.
MM House
Magic Breeze, Индия
Архитектурная студия Penda недавно предложила экологический проект озелененных небоскребов в Индии, каждая квартира в которых будет обладать частным садом. Проект, полный жизненных сил, в лучших традициях органической архитектуры преобразит эстетику городского горизонта.
Magic Breeze
Алвар Аалто - наиболее влиятельный представитель органической архитектуры в Европе. Больше о нём вы сможете прочесть в нашей статье « ».
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ
Развитие и возникновение новых форм общественной жизни, достижения научно - технического прогресса, внедрение пространственных конструктивных систем и эффективных строительных материалов - все это привело к рождению новых свойств архитектурной формы, которые так же, как и известные нам " классические " свойства, участвуют в становлении ее красоты. При этом происходит интересный процесс: тенденции формообразования в современной архитектуре (в пределах принятого понятия " отвлеченная форма ", " структура " или " система ") начинают как бы сходиться с формами живой природы, приближаться асимптоматически (никогда, естественно, не приблизившись) к ним по своим свойствам, являющимся результатом взаимодействия функции, формы и техники.
Эстетические чувства вызывают наблюдаемые нами в живой природе свойства, которые ассоциируются с большими достижениями в архитектуре, прошедшими через десятилетия научно - технического прогресса и научно - творческую мысль архитекторов и инженеров XX в.
Сюда относятся внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при больших возможностях сопротивляемости механическим воздействиям; сво бодно развивающееся пространство, отличающееся многоплановостью и прозрачностью, которая способствует глубоко проникающему визуальному наблюдению и це лостному восприятию; структуризация пространства; чередование различных форм, структур, масс и прост ранства с постепенными переходами, осуществляемое при помощи действия механизма закона дифференциа ции и интеграции; пластичность форм; упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобных выполненным из железобетона и пластмасс оболоч кам - скорлупам, применяемым в архитектурной прак тике; динамичность - как реальные движения, так и образное выражение роста и развития форм и т. д.
Архитектурная бионика стремится изучить объектив ные закономерности проявления этих свойств и найти им применение в архитектуре не только с целью реше ния чисто практических задач - конструирования, создания ограждающих поверхностей, организации среды и т. д., но и задач эстетических, связанных с гармони зацией функции, формы и техники.
Однако не только сегодня, но, по - видимому, и на протяжении всего существования зодчества архитекторы художественно осмысливали, доводя до образности, указанные выше свойства форм и пространства приро ды, часто не задумываясь над обусловливающими их функциями и не связывая их с последними. И тем не менее это не только не противоречило потребности и развитию человеческого духа, но и было во многих случаях необходимо для его возвышения, для выполне ния больших общественных задач средствами искус ства архитектуры.
Формы природы, их пространственные сочетания ста новились в определенных случаях прообразами худо жественных архитектурных форм. Например, мотив зарослей лотоса интерпретирован в колоннаде египет ских храмов, мотив леса - в интерьерах готических соборов, что придавало им не только выразительность, но и идеологическую настроенность.
Динамика развития, роста, жизнеустремления в ар хитектуре нередко символически выражается в форме пространственной спирали, даже если этот прием с точ ки зрения функции и не обязателен (но и не противоре чит ей). В живой природе спираль - функциональ ное проявление рациональности роста и развития орга низмов: спиралевидные раковины, спиралевидное рас положение листьев на стеблях растений, спиралевидный порядок размещения лепестков и цветов и т. д.
Проблема динамики всегда тревожила архитекторов. Если сейчас имеются технические условия для конструи рования реально подвижных архитектурных форм, то в традиционной архитектуре, когда это было нужно, архитекторы стремились выразить идею динамической формы иллюзорными средствами.
Рис. 99. Павильон Болгарии для ЭКСПО -70 в виде рас крывающегося цветка розы. Конкурсный проект (2- я премия). Архит. Матей Матеев (НРБ)
Рис. 100. Памятник Христофору Колумбу. Конкурсный проект. 1930 г. Архит. К. С. Мельников (СССР)
В результате практи кой архитектуры был разработан ряд приемов, спо собствующих достижению динамической выразительнос ти архитектурных форм. Современные архитекторы также не отказываются от создания образов движения.
В 1969-1970 гг. болгарский архитектор М. Матеев представил на конкурс (и получил II премию) проект павильона Болгарии на ЭКСПО -70 в Осака (рис. 99). За основу образа он взял розу и придал ей " динамич ную " форму готового распуститься бутона. В этом решении архитектурного образа выбор розы пред ставляется вполне оправданным: это не копиробание природной формы, а художественная интерпретация популярного в Болгарии цветка в архитектурном произ ведении.
При создании образа памятника Христофору Ко лумбу (1930), предполагаемого к строительству в районе высадки экипажа его корабля на американской земле, архит. К. С. Мельников использовал " борьбу " двух конусов: конуса устойчивости и конуса роста, символически выражающих все трудности плавания и в итоге победу. Последнюю он " окрылил " в полном смысле слова, прикрепив к верхнему конусу (конусу роста) крылья, которые силой ветра заставили его вращаться (рис. 100). Известно, что в живой природе " противоборство " двух конусов - характерная тен денция, отчетливо проявляющаяся, например, в форме кроны и ствола ели, в развитии грибов и т. д.
Живая природа может вызвать еще более глубоко скрытые чувственные ассоциации, например, в связи с ростом и стремлением организмов к свету, солнцу, теплу, их жизнеспособностью - утверждением здоро вого начала, проявляющегося в свежих и ярких красках, в упругости тканей, в определенности и постоян стве их формы - жизненной непосредственностью многообразия, даже кажущейся хаотичностью (подоб но городу, слагавшемуся в течение многих столетий и вобравшему в себя стили различных эпох).
Уместно ли в бионике использование этих ассоциа ций в архитектурных формах? Вполне уместно, если они правильно интерпретируются и не противоречат гуман ным целям архитектуры. Способы же их выражения в архитектуре подсказывает живая природа. Очевидно, использование эстетических закономерностей природной гармонии не может полностью заменить художест венно - образной выразительности, которая присуща зод честву, как общественному явлению, но возможности архитектурной бионики здесь огромны,
Думается, что ассоциативное мышление способству ет пониманию и воспроизведению целостного образа, гармонии форм живой природы и архитектуры. Осо бенно оно важно для понимания " нечто " и многих, часто ускользающих от " глаз " науки изменений форм на современном этапе познания живой природы.
Это отмечает также архит. И. Ш. Шевелев, говоря, что гармония формы г достигнутая вне связи с ассоциа циями, не затрагивает глубин человеческого сознания, не обращена к тому, что хранится в памяти человека . Но, подчеркивает И. Ш. Шевелев, искусству архи тектуры свойственны не прямые ассоциации, воссоздаю щие зрительные картины, а ассоциации, пробуждающие, связанные с этими картинами настроения и психоло гические состояния. В разные эпохи, в разной архитек туре они неодинаковы. Античная архитектура, напри мер, ассоциируется с человеком, а древнерусская представляется связанной с образами природы.
Иногда задается вопрос: не потеряет ли архитектура в связи с использованием законов формообразования живой природы свое национальное лицо, что с точки зрения развития национальных культур было бы не приемлемым.
Мы убеждены в том, что если бы это и случилось, то в этом была бы виновата не архитектурная бионика. Напротив, архитектурная бионика помогает найти еще один путь к развитию национальных черт, а именно в аспекте интерпретации региональных, местных форм живой природы в их целостной, пространственной экосистеме. Последняя же составляет, правда, далеко не единственную, но неотъемлемую часть национальной среды.
Одновременно архитектурная бионика не сужает архитектуру до узконациональной, поскольку многие закономерности и принципы организации живых форм являются всеобщими, не говоря уже о том, что исполь зование законов формообразования живой природы не самодовлеюще и подчиняется главной, социальной функции архитектуры.
Последним и высшим этапом архитектурно - биони ческого процесса должна стать общественная практика, которая пробуждает новые потребности в бионических методах и может внести коррективы в старые предубеждения против них. Архитектурно - бионическая практика способна настолько развить и обогатить эту архи тектуру, что возникнут фактически совершенно новые гармоничные архитектурно - бионические системы, комп лексы, градостроительные природные единства.