МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ И НЕУЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ
Выполнила:
студентка группы ЗСБ-030300-41(К)
специальности «Психология»
Кузьмина Н.Г.
Проверил:
Зав. Кафедрой, профессор, д.псх.и
Леонов Н.И.
ИЖЕВСК 2015
Введение 3
I.Политическое участие – понятийный аспект 5
1.2. Формы политического участия 10
1.3. Мотивы политического участия населения 15
II. Молодежь как субъекта политических отношений 18
2.1. Мотивы неучастия молодежи в политической жизни 27
III. Исследование мотивов политического участия и неучастия молодежи
3.1 Интерпретация результатов
3.2 База исследований
Заключение
Список
литературы
Введение
Политические процессы, происходящие в стране и за ее пределами, сегодня затрагивают интересы практически всех слоев населения страны, в том числе и молодежные группы. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня – это одна из наиболее актуальных проблем как для российского общества.
На сегодняшний день в России по-разному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. С одной стороны, исследователи отмечают, что молодежь России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична, другая категория исследователей стороны о постоянном активном включении молодого поколения в политические процессы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в ближайшее время именно нынешняя молодежь будет влиять решающим образом на ход политических процессов и определять политический курс общественного развития, заняв через 5-20 лет руководящие посты, став членами общественных и политических организаций и т.д. Молодежь как особая социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных критериев, определенных законодательством РФ, выступает, с одной стороны, в качестве ресурса развития общества, с другой – в качестве движущей силы политических событий, так как от активного участия этой социальной группы во многом зависит развитие гражданственности и формирование общества в целом.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются на политическом поведении молодого поколения. Это наблюдается в общей активизации политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы. В стремлении самим разобраться в действительном положении дел приводит к тому, что социальное мышление молодых людей, ориентированных ранее на решение личных потребительских проблем быта и будней, все больше начинает переплетаться с политическим мышлением, которое порождает новые потребности, интересы и ценности и, следовательно, повышает активность молодого поколения в политической жизни. Важно также отметить наличие в стране организаций молодежи с крайним выражением политических взглядов. Данные организации формируют ряд определенных проблем, связанных к активным проявлением молодежи своих политические взглядов, которые они выражают в формах митингов, забастовок, а иногда и противоправных действиях.
С другой стороны, количество молодых людей, которые не участвуют в политической жизни страны достаточно большое количество и мотивы их неучастия, игнорирования вызывают интерес политологов, социологов психологов.
В связи с данными тенденциями актуальность проблемы политического участия или неучастия молодежи находит свое подтверждение.
Цель данной работы – изучать мотивы участия или неучастия молодежи в политической жизни страны
Задачи исследования
1. Анализ научных источников по проблеме участия и неучастия молодежи в политической жизни страны.
2. Анализ исследования мотивов участия и неучастия, полученных при использовании анкетных данных.
Объект исследования – мотивы участия\неучастия в политической жизни.
Предмет исследования - мотивы участия\неучастия в политической жизни молодежи.
Гипотеза исследования: участие или неучастие молодежи в политической жизни страны зависит от степени осознанности гражданской ответственности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты исследования уточняют содержание и структуру понятия политической пассивности и активности в системе социальной активности.
Работа опирается на материалы конкретных социологических исследований. Эмпирические результаты дают возможность решения ряда актуальных задач, связанных с развитием теории политической культуры.
Теоретические разработки и практический опыт изучения электорального поведения масс, обобщенны западными исследованиями, такими как С. Блек, Т. Кларк, Дж. Цаллер, С. Липсет, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.
Исследование проблемы методологии электорального поведения нашли отражение в работах отечественных авторов А.В. Меренкова, Н.И. Сивковой, Е.В. Солодянкиной, Е.Ю. Мелешкиной, О.А. Николаева, М. Мищенко, А.Ю. Мягкова, А.Г. Артемовой, Ю. Колесника, Д.Г. Ротмана и др.
Электоральное поведение в России стало предметом научных исследований таких ученых, как В.И. Зубков, А.В. Федякин, А.П. Страхов, М.Н. Афанасьев, Ф.Э. Шереги, К.О. Калинин, Р.Ф. Туровский, А. Ахременко, В. Гельман, Г. Голосов и др.
Интерес к политике и электорального поведения молодежи достаточно полно отражено в работах В.Я. Мустафина, Н. Зоркой, В. Звоновского, О. Ю. Дембицкой, О. Грязновой и др.
В контексте исследования политических ориентаций студенческой молодежи большой интерес представляют труды Т. Зарицкого, A.C. Ваторопина, A.B. Mеренкова, М.Е. Добрускина и др.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой группу из 60 человек, из них – 27 девушек и 33 – юноши, возрасте 18-25 лет.
Методами сбора первичной социологической информации выступали: анкетирование, наблюдение, анализ документов. Выборка квотная, многоступенчатая (квотные признаки: пол, возраст, направление обучения).
Диагностический инструментарий:
Методика «Мотив власти», которая определяет выраженность стремления к власти
- «Методика масс», которая определяет обусловленность выраженного стремления.
Необходимость разрешения противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании политического участия и неучастия молодежи.
По результатам экспериментальной работы вынесены основные выводы.
Оценка феномена пассивности в социально-политических учениях во многом зависела от степени актуальности данной проблемы в различные исторические периоды, от принятых норм регуляции общественного поведения.
Методом исследования: использован эмпирический метод, который включает в себя метод опроса, т.е. анкетирование – письменный опрос с использование закрытого, открытого, полузакрытого типа.
I.Политическое участие – понятийный аспект
Понятие политика и политическое участие зародилось достаточно давно. Что включает в себя понятие политика.
Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:
1.Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет происхождение.
2.Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от ).
3.Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как , , борьба за выживание и т. п. Этолог , в частности, увязывал с феноменом агрессивности , и другие , имеющие место в жизни .
4.Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются , интересы, эмоции другие проявления человеческой . В политику трактовал, к примеру, , ассоциировавший природу политики с .
5.Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом.
Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид. Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление . Последняя, в свою очередь, способствует развитию , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость , обеспечивая ей возможность достичь определённого экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты. Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной. Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения , находящихся под контролем указанного сообщества.
Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством , моральных установок и т. п. Наравне с политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.
Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства .
Политика - это стремление к участию во или оказанию влияния на распределение власти, будь то между , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает .
В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:
Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
Обеспечение, как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть ).
Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.
Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:
1. По целевой сфере общества: , , научно-техническая, и т. п.
2. По направлению, или масштабу: и .
8. Звоновский В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2011. №1. С.87-91.
9. Зубок, Ю. А. Молодежные движения как форма самоорганизации молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Россия в условиях глобального кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2008 году. - М., 2009.
10. Ильинский, И. М. Молодежь планеты / И. М. Ильинский. - М., 1999.
11. Ковалева, А. И. Социология молодежи. Теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В. А. Луков. - М., 1999.
12. Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172
13. Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия). - Credo new. - 2002. - N 4(32). - С.52-60.
14. Лисовский, В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. - СПб., 2001.
15. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 2008.
16. Мельников А.Н. Влияние формы вопроса в контексте изучения электорального поведения//Социология:М.2010. №12. С. 113-128.
17. Михайлов В.А. Социология общественного мнения:Учебное пособие. Тверь, 2012. 384с.
18. Панарин A.C. Философия политики. М., 1994. С. 151.
19. Политическая активность молодежи: результаты социологического исследования: монография / под ред. В. И. Добренькова, Н. Л. Смакотиной. – М., 2009.
20. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.409-435.
21. Политический потенциал и политическая активность молодежи. Фонд общественного мнения. .
22. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 544с.
23. Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс]. URL: 29. Электронный ресурс
31. Электронный ресурсhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE
Приложение 1
Анкета
Уважаемые друзья!
Просим вас принять участие в исследовании, по поводу вашего отношения к политике.
Исследование носит
анонимный характер.
1. Принимаете ли вы участие в политических выборах?
а) да (если да, переход к вопросу 3)
б) нет (если нет,
переход к вопросу 2)
2. Какова была причина вашего неучастия в выборах? (возможно несколько вариантов)
б) лень дойти до избирательного участка;
в) нет потребности в изменении жизни страны;
г) «из-за принципа»;
д) другая
причина___________________________________________________
3. Какова была причина вашего участия в выборах? (возможно несколько вариантов)
а) активная жизненная позиция
г) привычка
д) другая причина
4. Как часто вы участвуйте в политических выборах?
а) всегда
в) никогда еще не
принимал участие
5. Смотрите ли вы передачи, посвященные политике?
а) да (если да, переход к вопросу 6)
6. Как часто вы смотрите передачи, посвященные политике?
а) очень часто
в) иногда
г) никогда
7. Принимаете ли вы участие во встречах с кандидатами?
8. Принимаете ли вы участие в митингах, политических шествиях?
а) полностью доверяю
б) отношусь с настороженность.
в) совсем доверяю
10. Интересуются ли в вашей семье политикой?
Ваш возраст:_________
Ваш пол:____________
Спасибо за участие!
Приложение 2
Методика «Мотив власти»
Инструкция
Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих вас ответов и отметьте его в бланке для ответов.
Текст опросника
1. В выборе сферы работы мною в первую очередь движет возможность:
а) принимать независимые решения,
б) более полно реализовать свои возможности,
в) руководить людьми.
2. Я могу взять в напарники человека, наделенного равными со мной полномочиями, ради:
б) чтобы разделить бремя ответственности,
в) чтобы было с кем посоветоваться.
3. Примите ли вы советы от подчиненных:
б) сомневаюсь,
4. Считаете ли вы, что вправе управлять другими людьми и принимать за них решения:
б) вероятно, да,
5. Умеете ли вы так управлять поведением людей, чтобы они не чувствовали вашего давления:
б) не знаю,
6. Какое отношение ваших подчиненных к вам вы хотели бы видеть больше:
а) уважение,
7. Делегировали бы вы другим решение задач, которые по вашему убеждению являются вашей прерогативой как обладателя власти:
б) не знаю,
8. Стали бы вы консультироваться относительно собственных действий с вашим заместителем:
б) не знаю,
9. Считаете ли вы необходимым информировать подчиненных о намерении принять то или иное решение:
в) не знаю.
Обработка результатов
За ответы по позициям опросника 1в, 2а, Зв, 4а, 5в, 66, 7а, 8а, 96 начисляется по 3 очка; за ответы – 1а, 2в, 36, 46, 56, 6в, 76, 86, 9в начисляется по 2 очка; за ответы – 16, 26, За, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9а начисляется по 1 очку. Определяется общая сумма очков.
Выводы
Чем большую сумму очков набирает опрашиваемый, тем сильнее у него выражено стремление к власти.
Приложение 3
Инструкция. Прочитайте внимательно каждую следующую предложение и зачеркните соответствующую цифру справа, если вы согласны с этим высказыванием. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Текст опросника
№ п / п |
Тверждення |
Никогда |
Часто |
Очень часто |
Мне нравится находиться в центре внимания |
||||
Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту |
||||
Мне важно, чтобы мои результаты были лучшими |
||||
Я хочу принадлежать в избранное среды |
||||
К себе я более строг, чем к другим |
||||
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей |
||||
Я дорожу признанием окружающих |
||||
Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи |
||||
Азарт соревнования мне несвойственный |
||||
Мне нравится выступать перед большой аудиторией |
||||
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной |
||||
Я готов работать на пределе своих сил, чтобы опередить конкурентов |
||||
Мое честолюбие помогает моим достижением |
||||
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать |
||||
Я люблю осматривать спортивные соревнования и принимать в них участие |
||||
Похвала и признание окружающих окрыляют меня |
||||
Трудности и препятствия заставляют меня действовать |
||||
Я доволен, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества выйти победителем из трудной ситуации |
||||
Я доволен той должностью, обнимаю, и не хочу большего |
||||
Меня радует возможность много и интенсивно работать |
||||
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться |
||||
Для меня важно «выбиться в люди» |
||||
Когда у меня нет дел, я чувствую себя некомфортно |
||||
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить |
||||
У меня нет желания иметь высокий социальный статус |
||||
Мои друзья считают меня ленивым |
||||
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов |
||||
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей |
||||
Я не обращаю внимания на свои достижения |
||||
В атмосфере борьбы и конкуренции чувствую себя хорошо |
||||
Мне хотелось бы быть известным человеком |
||||
Иногда я не довожу дело до конца |
||||
Я всегда стараюсь опередить других, достичь лучших результатов |
||||
Я завидую людям, которые не загружены работой |
||||
Успех других меня активизирует и заставляет действовать лучше и быстрее |
Ключ к постановке диагноза
Шкала «стремление к социальному престижу»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала «стремление к достижению цели»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15, 18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывают сумму баллов с учетом знаков.
Шкала «стремление к соперничеству»: учитывают баллы со знаком «+» при положительных ответах по позициям 2, 5, 8, 11, 17, 20, 23 и со знаком «-» при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32 , 35.
Выводы
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем сильнее у обследуемого выраженное соответствующее стремление.
УДК 323.2-053.6
БЕЛИКОВА Е.А. Политическое участие
молодежи: анализ проблем политической активности
В статье дается определение политической активности молодежи, выявляются основные факторы и мотивы включения молодого поколения в политическую жизнь страны. Внимание уделено анализу проблем и задач Государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Ключевые слова: молодежь, политическая активность, политическое участие, электоральное участие, Государственная молодежная политика.
В настоящее время одной из актуальных проблем российского общества является низкая политическая активность молодых россиян, что недопустимо для гармоничного развития государства.
Для того чтобы детально разобраться в сути политической активности и политического участия, необходимо определиться с понятием "активность" в целом.
Б.М. Бим-Бад в Педагогическом энциклопедическом словаре дает определение активности как деятельному отношению человека к миру, способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества1. В толковом словаре русского языка С. Ожегов и Н. Шведова определяют значение прилагательного "активный" как деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действенный2.
Исходя из вышеперечисленных понятий, можно трактовать активность политическую как совокупность действий индивидов, направленных на изменение или усовершенствование социально-экономического порядка, достижение определенных социально-политических, национальных и идеологических целей.
В книге Д. Ньюстрела и К. Дэвиса "Организационное поведение" дается определение такому понятию, как реактивность, что означает реакцию на события, адаптацию к переменам и смягчение их последствий3. В контексте политической науки можно сделать вывод о том, что активность - это психолого-политическое самодвижение гражданина, возбуждаемое действиями власти. В соответствии с этим различают:
Позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее представителей и институтов, не связанные с необходимостью высокой активности;
Активность, связанную с делегированием политических полномочий, то есть электоральное поведение людей;
Участие в деятельности различных политических и общественных организаций;
Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему общества или действующих против нее;
Прямую деятельность в составе политических движений или вне их, направленную против существующей политической системы и имеющую своей главной целью коренную ее перестройку4.
В данной статье мы рассмотрим особенности политической активности и проблемы включения в политическую жизнь страны такой социальной группы, как молодежь.
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет5.
В настоящее время молодежь РФ - это 39,6 млн. молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. Подобная статистика позволяет говорить о молодежи как о важнейшем социальном и электоральном ресурсе общества.
В скором будущем именно этой категорией населения станут определяться механизмы управления обществом, приоритетность и направление развития внешней и внутренней политики страны. Поэтому так опасна и губительна для российского общества незаинтересованность молодежи в общественной и политической сферах.
Факторы, определяющие особенности политической активности молодежи, могут быть объединены в две группы. Первую группу образуют объективные факторы, к которым относятся:
Возрастные особенности (лабильность политического сознания, высокая подверженность манипулированию, обусловленные социально-статусной и социально-психологической переходностью данной социальной группы, отсутствием политического опыта);
Неустойчивое материальное положение (отсутствие работы у учащейся молодежи, низкие доходы на старте профессиональной карьеры у работающей ее части);
Фаза социально-экономического развития6.
Вторую группу составляют субъективные факторы, в ряду которых: степень доверия к институтам государственной власти; степень уверенности в завтрашнем дне; степень удовлетворенности своей жизнью; наличие или отсутствие интереса к политике и т.д.
По мнению европейских экспертов, молодежь все меньше и меньше инвестирует свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества; недостаточно активна на местном уровне; деятельность общественно-политических организаций по вовлечению молодежи в системные отношения современного социума малоэффективна.
Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности.
Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь не стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность если и не равна нулю, то далека от идеальной.
Говоря о политической активности, следует отметить, что она может быть двух видов: участие в политической деятельности (членство в партии, ведение агитации, собственная политическая карьера) и участие в политическом процессе (явка на выборы и осознанное голосование)7.
Наиболее четким и показательным индикатором политической активности и неактивности населения является участие в выборах.
Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфической части населения, как молодежь, выделяют его четыре типа:
Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть "как все";
Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;
Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;
Апатичный ("никакой") тип. Характеризуется "активной политической пассивностью", уверенностью в том, что все равно ничего не получится.
Последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности. Политика для молодежи - не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизнь и профессиональная самореализация. Причем эта ситуация с электоральной пассивностью стала неуправляемой8.
По официальным данным, в парламентских выборах 2003 года участвовало только 42% населения в возрасте 18-35 лет, на выборах в Государственную Думу 2 декабря 2007 года участвовало 52% населения в возрасте 18-35 лет. Таким образом, процент неучастия в выборах оставался сравнительно невысоким - 48%. Статистика же выборов 2011 года, отражающая количественный показатель явки на выборы молодых людей от 18 до 30 лет, Центральной избирательной комиссией приведена не была. Этот факт не дает возможности отследить динамику включенности молодежи в политический процесс за период с 2007 по 2011 год.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что общественно-политическая активность российской молодежи является волновой и непостоянной, поскольку только масштабные события или судьбоносные события приводят к повышению активности. Вместе с тем, молодежь - это не простое будущее страны, что является естественным процессом, а важнее всего, что молодежь - это качество этого будущего9. Поэтому волновая активность вряд ли может привести к требуемому качеству. Представляется, что качество политического руководства, политической элиты, политических решений и т.д. будет определяться периодической включенностью молодежи в политический процесс, а не ее постоянной деятельностью и постоянной политической активностью.
Очевидно, что поскольку невысокий процент электорального участия молодежи
сохраняется, то для разработки механизмов повышения политической активности этой группы населения необходимо разобраться в причинах политической пассивности.
Существуют ключевые аргументы молодых россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны. Однако за последние годы эти аргументы изменились. Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то в текущее время доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%). На втором месте - уверенность в бесполезности усилий (25%), на третьем - недостаточная квалификация и отсутствие возможностей заниматься политикой (18-19%).
Значительно реже как причины фигурируют отсутствие общественно-политических организаций с дальнейшей перспективой карьерного роста (7%), достойных лидеров (5%), уверенность в том, что президент со всем может справиться сам (4% в 2011 г. против 10% в 2007 г.), убежденность в том, что политика - "грязное дело" (2% в 2011 г. против 6% в 2007 г.)10.
Однако нельзя однозначно говорить об устоявшейся тенденции игнорирования молодежью политической жизни страны, как и о том, что аполитичность современной молодежи носит тотальный характер. Слагаемой частью политической активности является и интерес к политической жизни страны, в этом смысле цифры говорят именно о том, что интерес к политике у молодежи есть.
Более трети молодых россиян (34%) регулярно смотрят новости по телевидению, 60% делают это реже. Каждый десятый (11%) живо интересуется аналитическими программами о современной политической и экономической жизни страны, а еще 51% опрошенных эти программы смотрят эпизодически. Более четверти молодых россиян (28%) постоянно читают печатную периодику (газеты, журналы). Учитывая то, что многие получают информацию из Интернета, становится очевидным, что современная молодежь "в курсе" того, что происходит как в стране, так
и за ее пределами11. Другое дело, что у современной молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии.
В условиях слабого развития самоорганизации молодежи велика роль попечительской функции государства. Поэтому естественно, что большинство юношей и девушек ожидают решения многих своих проблем именно от государства. В настоящее время вектор развития Государственной молодежной политики определен достаточно четко. Современные условия модернизации общества, растущие требования к человеческому капиталу позволили Стратегии государственной молодежной политики стать инструментом включения молодежи в политическую жизнь страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Однако Государственная молодежная политика своими целями ставит успешную социализацию молодежи, становление молодого россиянина как личности, как профессионала, но не формирование политического сознания, привитие интереса к политике и политическим процессам у молодежи. Акцент государства на проблемы молодежи, безусловно, важный, но не исчерпывающий в силу эмоциональности и протестных настроений молодой аудитории. Наибольшую протестную активность за последнее время вызвали президентские выборы 2012 года и парламентские выборы 2011 года.
По данным эксперта Левада-Центра Натальи Зоркой, более 60% участников акций протеста на Болотной площади и проспекте Сахарова - молодые люди до 40 лет. Более 70% - с высшим и незаконченным высшим образованием. Каждый четвертый - руководитель либо владелец собственного бизнеса. 12% протестующих -студенты. 70% участников акции разделяют либеральные, демократические взгляды, 24% исповедуют левые взгляды12.
Такая позиция обусловлена желанием молодежи стать самостоятельной, возможностью изменить существующий политический или социально-экономический порядок, освободиться от каких-либо ограничений.
В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года отсутствует в должной мере восприятие молодежи как особого политического объекта и субъекта, не просматривается преемственность и последовательность в развитии политического процесса, не предложены схемы эффективного взаимодействия государственных институтов с молодежью и общественно-политическими молодежными организациями.
Недостаточное внимание уделяется анализу уровня общественно-политической активности молодежи и пониманию насущной необходимости выявления условий и эффективных технологий ее развития в конкретно-историческом пространстве регионов.
Несмотря на эти факторы, государство должно формировать в обществе систему позитивных социальных ценностей для создания благоприятной морально-психологической атмосферы, мотивировать молодежь на участие в политических процессах. Если работа политических партий в этом направлении будет недостаточно эффективной, то будущее страны окажется в руках политически неподготовленных кадров. Поэтому важно найти правильный подход и отыскать действенные методы в работе с молодежью.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее политической пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти. Необходимо прививать ценности не манипулированием, а "открытым разговором" на добровольных началах.
Опыт построения социальных программ, направленных на правовое воспитание молодежи, формирование правовой культуры, повышение политической активности, в российской практике пока невелик. Этой проблематикой должны заниматься все уровни власти - от государственной до муниципальной.
В настоящее время в регионах фрагментарно просматривается стремление власти мотивировать молодежь к активным политическим действиям. В этой связи интересную практику демонстрирует Ленинградская область. Ежегодно Правительство области и комитет по молодежной политике организуют международный образовательный форум "Ладога". Цель форума - выявление и поддержка молодых талантов в рамках реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики.
На протяжении нескольких лет региональная власть успешно применяет механизмы грантовой поддержки участников. Опыт доказывает, что подобная поддержка проектной активности молодежи является универсальным и эффективным средством для развития политической активности и привлечения институтов гражданского общества к решению региональных проблем.
Все это сформирует в дальнейшем устойчивые условия для самоорганизации молодежи, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед государством, и совершенствования общественных отношений.
Только знание своих прав и обязанностей, своевременная информированность, присутствие мотивации позволят молодым гражданам увидеть их непосредственное влияние на политическую жизнь в стране.
А политика, в свою очередь, станет инструментом положительных перемен.
1 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 14-15.
2 Ожегов С., Шведова Н. "Толковый словарь русского языка". М., 1992.
3 Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение /Глоссарий по книге. СПб., 2000.
4 Минников В.К. Теоретические подходы к изучению политической активности в различных социальных науках. URL: www.superinf.ru
5 Стратегия Государственной молодежной политики в РФ. URL: http://www.newparlament.ru/ docs/view/2138
6 Гайфуллин А.Ю., Рыбалко Н.В. Диагностика развития политической активности молодежи // Вестник ВЭГУ. 2011. № 6(56).
7 Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах. 2008. № 4.
8 Тепляшин И.В. Электорально-правовая активность молодежи и становление российской правовой государственности. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Красноярск. 26-27 октября. Красноярск, 2007.
9 Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический доклад /РАН; Институт социологии. М., 2007.
10 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
11 Подхомутникова М.В. Политическая активность молодежи как важный компонент политического процесса в России // Теория и практика общественного развития. М., 2012.
12 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. Московская школа политических исследований. М., 2011.
Участие молодежи в политической жизни общества имеет ряд особенностей. Они связаны с сущностными характеристиками этой социально-демографической группы, с тем специфическим местом, которое занимает молодежь в общественной жизни.
В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства, преемственности социальных, в том числе и социально-политических, отношений, но и расширенного опыта благодаря инновационному потенциалу молодежи, а также передача накопленного, обновленного социального опыта будущим поколениям. От того, насколько эффективен этот процесс, зависит развитие, как самого молодого поколения, так и общества в целом.
Реализуя свои основные социальные функции (воспроизводственную, инновационную, трансляционную), молодежь обретает социальную зрелость, проходит стадию становления в качестве субъекта общественных отношений. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Это объективно накладывает отпечаток на формы и степень участия молодежи в политической жизни и определяет ее особенности как субъекта политических отношений.
Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъектности в социально-политических отношениях. Молодежь - не ставший, а становящийся субъект общественных, в том числе политических, отношений. Отсюда известные возрастные ограничения ее политических прав, закрепленные законодательно. Конкретные рамки этих ограничений зависят от уровня демократизации и степени стабильности общества.
Вместе с тем нередки проявления дискриминации молодежи на основе возраста в нарушение существующего законодательства. Ущемляются политические и социальные права молодых граждан, отмечаются факты отчуждения различных групп молодежи от социальных и политических институтов, ограничиваются возможности реализации групповых и политических интересов молодых людей. Возраст, таким образом, играет роль значимого стратификационного основания и является важным фактором участия молодых людей в социально-политической жизни общества. Возрастная дискриминация не одинаково проявляется в разных странах мира, а также внутри одной страны в силу исторических и социокультурных традиций, а также в связи с региональными особенностями государственной молодежной политики.
Вторая особенность молодежи как субъекта политических отношений определяется спецификой ее социального положения. Оно характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. Это ставит молодежь в неравное положение с экономически и социально более продвинутыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску.
В нестабильном, а тем более кризисном обществе неустойчивость как имманентная характеристика социального положения молодежи усиливается в результате социального расслоения в ее составе, способствуя росту напряженности и политической конфронтации. Данная особенность более заметно проявляется в региональном разрезе в связи со значительными различиями социально-экономического положения субъектов Федерации.
И, наконец, третья особенность связана со спецификой молодежного сознания (лабильностью, трансгрессивностью, экстремальностью), обусловленной как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы.
Лабильность сознания проявляется в недостаточной твердости жизненных установок, неопределенности социальных ориентаций, поскольку социальные позиции не приобрели устойчивую форму, а процесс формирования собственных нравственных убеждений (императивов), которые составляют стержень сознания, еще не завершен. В отсутствие сформированной собственной социальной позиции направленность политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов, а зачастую - просто случая.
Трансгрессивность - это способность сознания преодолевать барьеры (символические границы, табу, стереотипы) между существующим и новым для себя пространством, переносить образцы будущего в свою жизнь. Она реализуется в индивидуальном и групповом конструировании социальной реальности на микро- и макроуровне: от собственной биографии до образа общества в целом. В процессе социального конструирования реальности молодые люди ориентируются, как правило, на референтные группы, отличающиеся более высоким статусом и престижем, более успешные в современном мире (кумиры, образцы обеспеченной, красивой жизни). Эти образцы закрепляются в ролевых структурах молодых людей в форме ожиданий и притязаний. Но удовлетворить эти притязания удается не всем. Если увеличивается разрыв между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения, то политические установки принимают экстремальную форму.
Под экстремальностью молодежного сознания понимают различные проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях.
Сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных, политических. Под их воздействием происходят осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой.
Однако путем манипулирования несформировавшимся сознанием молодежи, особенно с помощью средств массовой информации, можно добиться асоциальных результатов, превращая молодежь либо в агрессивную, либо в безликую, политически индифферентную массу. Наиболее привлекательным объектом удовлетворения эгоистических политических интересов становится молодежь там, где больше возможностей для спекуляций на конкретных нуждах молодых людей.
Таким образом, участие молодежи в политической жизни общества представляет собой особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации.
Рассмотренные особенности молодежи как становящегося субъекта политических отношений характерны не только для российского общества. Сущностные характеристики молодежи присущи любому обществу, хотя могут проявляться в разных формах. Так, в законодательстве разных стран предусмотрены неодинаковые нижние возрастные границы полноправного участия молодых людей в политической жизни. Различаются также формы дискриминации молодых людей в политической сфере. Существенное влияние на сознание молодежи оказывают национально-этнические, религиозные и другие социокультурные факторы. И наконец, сущностные характеристики неодинаково проявляются в условиях социальной стабильности, нестабильности и кризиса.
В политическом сознании молодежи отражаются ее групповые политические интересы. На эмпирическом уровне они находят выражение в политических ориентациях и взглядах молодых людей, в их отношении к действующим структурам и институтам власти, к политическим партиям и общественным движениям. Осознанные политические интересы служат выработке молодежной поколенческой идеологии и определяют направленность повседневной практической политической деятельности молодых людей.
Формирование политического сознания - сложный процесс, сопровождающийся противоречиями развития российского общества на протяжении второй половины XX и начала XXI в. По отношению к молодежи власть в этот период проявляла своеобразную ювенофобию, политическое недоверие. С ней заигрывали, но от политического управления старались держаться подальше. В результате в условиях административно-командной системы сложился своеобразный технократический подход к молодому поколению преимущественно как к объекту социализации, идеологического воздействия, воспитания, пассивному исполнителю готовых решений.
Подобный подход не мог не отразиться на политической активности и на реальном участии молодежи в политической жизни. Несмотря на формальное соблюдение представительства этой части общества в выборных государственных органах, ее фактическое влияние на политику оставалось непропорционально малым. Жестко ограниченная институциональными формами политическая активность молодых людей имела скорее ритуальный характер и не отражала зачастую их реальных групповых интересов и возможностей. Искреннее желание молодых людей и даже молодежных организаций что-либо изменить, наталкиваясь на непреодолимые препятствия со стороны отлаженной бюрократической системы, сменялось разочарованием. Чаще всего это заканчивалось отказом от борьбы и принятием идеологии конформизма.
Массовое отчуждение молодежи от осуществления властных функций деформировало ее сознание, порождало разочарование у одних и недовольство политической системой - у других. Не случайно молодежь в конце 1980-х - начале 1990-х гг. выступила на стороне сил, направленных на разрушение строя, тормозившего движение российского общества по пути демократических преобразований. Однако очень скоро всплеск политической активности уступил место равнодушию, апатии, политическому нигилизму.
Подобная ситуация не только лишала молодежь определенности в отражении происходящего и делала непредсказуемым ее будущее, но расшатывала зарождающиеся демократические ценности в ее сознании, установку на участие в политической жизни. Именно в этот период в молодежной среде был отмечен рост недоверия к действующей политической власти, полное или частичное отчуждение молодых людей от политической жизни. Этот опыт транслируется будущим поколениям. Родителями современной молодежи сегодня являются молодые люди середины и конца 1990-х гг. Поэтому во многом подобные настроения воспроизводятся и в нынешних социально-политических условиях.
В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.
- 1. Участие в голосовании. Политический статус молодежи определяется реальными, а не формально предоставляемыми возможностями оказывать влияние на расстановку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако молодежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. Многие молодые люди во время выборов в Госдуму (2007 г.) не воспользовались своим правом участия в голосовании, продемонстрировав политический нигилизм и предоставив тем самым возможность для манипулирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18- 30 лет, что значительно ниже электоральной активности старшего поколения.
- 2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации групповых интересов молодежи посредством ее представителей в органах власти. По данным Госкомстата, на всех уровнях представительной власти РФ в 1990-1991 гг. молодежь в возрасте 21-29 лет составляла 13,3% от числа избранных в эти органы, в том числе в Верховном Совете РФ - 0,4%; в Верховных Советах республик - 2,8%; в городских Советах - 10,2%; в районных городских Советах - 11,7%; в сельских поселковых Советах - 14,9%.
За годы реформ представительное участие молодежи существенно
Если в 1990 г. 40,7% молодых людей избирались в разного рода представительные органы в своих коллективах (в советы трудовых коллективов, партийные, профсоюзные и комсомольские органы), то уже в 1992 г. их число сократилось вдвое. В 2002 г. участвовали в деятельности различных представительных органов, по данным социологических исследований, 11,5% молодых людей, в том числе на уровне первичного учебного (трудового) коллектива - 6,4%; на уровне учебного заведения, учреждения, предприятия, фирмы - 4,4%; на уровне района, села, города, области - 0,7%. При этом половина молодых людей, судя по результатам исследований, включена в эти органы формально и даже на уровне первичных трудовых (учебных) коллективов не оказывала никакого влияния на принятие решений. Часто оказывается неэффективной и деятельность молодых депутатов, не имеющих опыта управления, налаженных связей с аппаратами местных органов власти, с руководством министерств и предприятий, с банковскими структурами.
3. Создание молодежных организаций, движений. Определенную часть своей политической жизни молодые люди проводят в кругу сверстников, поэтому вполне объяснимо их стремление к объединению в организации. Неоднородность политического сознания молодых россиян, многообразие политических ориентаций и интересов способствуют появлению большого количества разнообразных по направленности молодежных объединений, в том числе и политических.
В 2007 г. насчитывалось 58 молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, из которых: 14 детских, 44 молодежных, в том числе 28 общероссийских, 28 межрегиональных, 2 международных. Основная часть этих организаций и их территориальных отделений сосредоточены в больших городах. Их численность колеблется от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Наиболее крупной является «Российский союз молодежи», объединяющий 220 тыс. индивидуальных членов и имеющий территориальные организации в 70 субъектах Российской Федерации
Однако, несмотря на государственную поддержку, заметного влияния на молодежь и ее политическую жизнь эти организации пока не оказывают. Большинство из них избегает постановки политических целей и четкого определения политических ориентаций, хотя они, так или иначе, выступают как группы интересов. Во многих из них числится всего по несколько десятков человек, занимающихся под прикрытием молодежных организаций обыкновенным бизнесом.
4. Участие в деятельности политических партий. Эта форма политического участия молодежи непосредственно направлена на воспроизводство и обновление политической структуры общества. В условиях социальной стабильности она является важным фактором политической социализации подрастающих поколений. В кризисных ситуациях, как правило, интерес к молодежи со стороны политических партий возрастает. Данная тенденция имеет место и в российском обществе. Однако подобный интерес в России откровенно конъюнктурен и ограничивается лишь предвыборными кампаниями.
Большинство партий и политических блоков даже в период выборов не имели обоснованных программ молодежной политики, а молодые кандидаты в депутаты составляли в них ничтожную долю. В то же время невелик интерес и самой молодежи к участию в политических партиях. Интересуется их политикой менее 2% молодых людей.
В настоящее время лишь отдельные политические партии имеют зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ молодежные организации. Молодежным крылом партии «Единая Россия» является «Молодая гвардия». Аналогичную функцию в КПРФ выполняет «Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР - «Молодежный центр ЛДПР». Имеют свои молодежные организации и другие партии. Как правило, это небольшие по численности организации от нескольких десятков до 1-2 тыс. и более человек, разделяющих программы партий, участвующих в проводимых ими политических акциях и в других партийных мероприятиях. Особенно активизируется их деятельность в период избирательных кампаний. Выполняя преимущественно узкопартийные функции, политическое влияние этих организаций на широкие слои молодежи весьма ограниченно.
5. Участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод. Оно выражается в участии молодых людей в забастовках, в актах гражданского неповиновения, митингах, демонстрациях и других формах социального протеста в рамках существующего законодательства. Конечно, подобные формы нельзя назвать нормой политической жизни. К ним прибегают, как правило, люди, доведенные до отчаяния неспособностью или нежеланием властей конструктивно реагировать на их социальные, экономические, политические требования. Эффективность таких форм политических действий зависит от уровня демократичности общества и от степени солидарности борющихся за свои права групп населения.
Наиболее острая форма противостояния - политический конфликт, который может быть разрешен по линии компромисс - консенсус - сотрудничество - интеграция, а может получить развитие в направлении активизации противоборства, причем в нелегитимных формах, социального исключения различных групп, дезинтеграции общества. История знает немало примеров, когда молодежь, используемая противостоящими силами, занимала в конфликтных ситуациях крайние и экстремистские позиции.
Растет число экстремистский настроенной молодежи. Осознанную готовность к совершению экстремистских поступков по идейным соображениям 12,4% молодых людей проявили в форме участия в не разрешенных властями митингах и демонстрациях и 8,7% - в крайне экстремистских формах протеста (3,6% - через участие в захвате зданий, перекрытии транспортных средств и 5,1% выразили готовность взяться за оружие, если мирные способы борьбы не дадут результатов). Численность данной группы весьма высока, особенно с учетом неопределившегося резерва, равного 25,7% - затруднившихся ответить.
Особую общественную тревогу представляют массовые выступления молодежи. Организующую роль в них играют молодежные движения, в каждом из которых присутствуют экстремистский настроенные молодые люди. По данным исследования 2007 г., каждый пятый сторонник национально-патриотических и оппозиционных движений не исключает для себя возможности участия в протестных акциях. Значительно выше уровень готовности к экстремистским действиям в националистических движениях. Среди их участников 36,2% готовы к жестким проявлениям экстремизма. Возможность участия в несанкционированных демонстрациях, в захвате общественных зданий и перекрытии магистралей, а также готовность взяться за оружие не исключил для себя каждый второй (48,2%) член протестных движений. Участники прокремлевских движений также демонстрируют высокую готовность к незаконным протестным действиям (21,1%), а каждый десятый (13,8%) не видит для себя препятствий в выражении экстремизма и в более жестких формах.
Разумеется, рассмотренные формы политического участия молодежи имеют свою региональную специфику.
Итак, отмеченные выше особенности молодежи как субъекта политических отношений существенно конкретизируются в условиях кризиса в российском обществе. Свою специфику имеют политическое сознание и формы участия молодежи в политической жизни отдельных регионов. Вместе с тем общей является актуальная потребность в политической интеграции молодежи с целью стабилизации российского общества.
Политическое участие - это действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Можно отметить, что демократическое устройство государства изначально предполагает активное участие граждан в политической жизни страны. Для этого демократия имеет определенные институты и инструменты, при помощи которых каждый отдельно взятый гражданин может повлиять на политику властей, принятие законов, распределение ресурсов и т.д. К таким институтам относятся выборы, политические партии, общественные организации и т.д. Гражданское самосознание предполагает осознание человеком необходимости проявления политической активности в жизни страны. Однако в российском обществе существует проблема традиционно низкого внимания и интереса населения к подобным формам активности. На этом фоне особо выделяется проблема политического участия молодежи. Ведь именно молодые люди своими действиями сегодня формируют облик нашей страны завтра. В связи с этим, выявление причин политической пассивности молодежи, мониторинг ее отношения к политическому участию в жизни страны - являются важными и актуальными задачами исследований молодежи.
В качестве примера исследования, посвященного данной проблематике, можно привести исследование гражданского самосознания молодежи Мурманской области, проведенное Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований при Мурманском государственном педагогическом университете в ноябре-декабре 2007 г. Целью исследования было изучение особенностей становления гражданского самосознания молодежи по пяти выделенным направлениям: политическое участие, отношение к молодежным общественным организациям, проявление патриотизма и правовой культуры и отношение к демократии в целом и демократическим преобразованиям в нашей стране. Автор данных тезисов разрабатывала программу исследования и анализировала данные по блоку политического участия. Задачами исследования в данной части были выявление отношения молодежи к политическому участию и мотивы такого отношения.
Исследование проводилось методом анкетирования. Выборка была составлена исходя из общей численности молодежи Мурманской области, численности каждой из трех возрастных групп (15-19 лет, 20-24 года и 25-29 лет) с учетом их пола и места проживания. Общий объем выборочной совокупности составил 775 человек. В г. Мурманске было опрошено 285 человек, в Мурманской области - 488. В исследовании приняли участие 417 мужчин и 356 женщин.
Обратимся к некоторым результатам данного исследования в сфере политического участия молодежи. Что касается форм политического участия, то членом какой-либо политической партии являются только 4 % молодых людей, 14 % когда-либо участвовали в политических митингах и демонстрациях. Настрой молодежи на участие в выборах рассматривался на примере их отношения к конкретным выборам в Государственную Думу в декабре 2007 года и к выборам Президента в марте 2008 года. Так как проведение данного опроса началось в конце ноября, а закончилось в конце декабря 2007 года, то о намерении участвовать в выборах в Государственную Думу у респондентов спрашивалось в двух аспектах: как о намерении участвовать или как об уже свершившемся участии. В итоге 69 % респондентов отметили наличие стремления участвовать (или участие) в выборах в Государственную Думу. При этом политическая активность респондентов заметно возрастает с возрастом. Что касается выборов президента РФ в марте 2008, то намерение участвовать в них выразили 80 % молодых людей. Это показывает, что к выборам Президента молодежь проявляет больше интереса, чем к выборам в Государственную Думу.
В целом можно отметить, что участие в выборах является самой распространенной формой политического участия молодежи Мурманской области. 52 % респондентов считают, что именно посредством выборов можно оказать значительное влияние на власть. Однако большинство молодых людей настроено на регулярное участие в выборах только в том случае, если они президентские. Что касается выборов в Государственную Думу и в региональные или местные органы власти, то готовность значительного числа молодежи участвовать в них находиться под влиянием обстоятельств. В эффективности некоторых других форм политического участия молодые люди сомневаются. Так 41 % молодых респондентов считает, что участие в политических митингах и демонстрациях не оказывает никакого влияния на решения властей; 54 % говорят о возможности незначительного влияния на власть посредством участия в политических партиях.
Мотивы политического участия молодежи выявлялись с помощью открытых вопросов. Основной причиной участия молодежи в политических митингах, демонстрациях является интерес к таким мероприятиям (так считают 25 % респондентов из числа тех, кто когда-либо участвовал в митингах). Однако много и тех, кому участие в названных мероприятиях оплатили (17 %). Основными причинами неучастия в политических митингах респонденты назвали отсутствие интереса к политике (32 % из числа тех, кто не участвовал в митингах) и убежденность в неэффективности таких мероприятий (18 %). Главной причиной настроя на участие в выборах респонденты назвали небезразличие к будущему страны и своему будущему (44 % из числа респондентов, настроенных на участие в выборах). Основной мотив неучастия в выборах - уверенность, что «мой голос ни на что не влияет» (31 % от числа ненастроенных на участие в выборах).
Следует отметить, что в большинстве случаев отношение к политическому участию и мотивы такого отношения не зависят от возраста респондента. Анализ данных в программе SPSS по критерию Хи-квадрат позволил выделить связи только между некоторыми признаками. Мужчины более активны в политическом участии, чем женщины (это относится к участию в выборах и членству в политических партиях). Кроме того, стремление к участию в выборах в Государственную Думу у молодых людей Мурманской области выше, чем у молодежи г. Мурманска. Что касается других форм политического участия, то в поведении мурманчан и жителей области различий не зафиксировано. Зависимости политического участия молодежи от каких-либо других социально-демографических характеристик установлено не было.
В завершении можно сказать, что в целом большинство молодых людей имеют средний интерес к политике (39 %) и только 9 % опрошенных всегда проявляют интерес к политической жизни.
Положение молодежи в политической жизни характеризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных формах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Различаются формальная и реальная включенность в политическую жизнь. От того, насколько сознательно молодой человек включается в ту или иную властную структуру и какова его позиция в ней, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит в конечном счете возможность реализации его политических интересов.
О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности. Высокий уровень самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени интегрированности молодых людей в политическую жизнь общества.
Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни. Понимаемое как вовлеченность в той или иной форме человека или социальной группы в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, политическое участие является важным компонентом политической жизни общества. Оно может служить средством достижения определенной цели, удовлетворения потребности в самовыражении и самоутверждении, реализации чувства гражданственности. Участие бывает прямым (непосредственным) и опосредованным (представительным), профессиональным и непрофессиональным, стихийным и организованным и т.п.
В недавнем прошлом в нашей стране исповедовалась идея так называемой стопроцентной политической активности молодежи. При этом признавались лишь те формы активности, которые демонстрировали солидарность молодых людей с официальной идеологией. Любые иные считались антиобщественными и пресекались. Подобное "поголовное участие" лишь в официально одобряемых формах свидетельствовало о бюрократизации политической жизни и наносило огромный вред молодежи, последствия которого ощущаются до сих нор.
В политической жизни современного российского общества, переживающего системный кризис, выделяются следующие формы политического участия молодежи.
- 1. Участие в голосовании. Политический статус молодежи определяется реальными, а не формально предоставляемыми возможностями оказывать влияние на расстановку политических сил в обществе через участие в голосовании. Ему предшествует участие в обсуждении предвыборных программ политических партий, кандидатов в депутаты в федеральные и местные органы власти, а также непосредственное участие в выборах. Однако молодежь недостаточно активно использует свой политический потенциал. По данным ФОМ (по состоянию на 20 января 2012 г.), 58% молодежи в возрасте от 18 до 35 лет практически не участвует в выборах (33% участвуют редко и 25% никогда не участвуют), продемонстрировав политический нигилизм и предоставив тем самым возможность для манипулирования ее голосами заинтересованным силам. Участие в выборах в Госдуму (2007) принимали всего 47% молодых людей в возрасте 18– 30 лет, что значительно ниже электоральной активности старшего поколения. Большинство голосов молодых избирателей получила "Единая Россия" (68,6%), следующие три места по числу отданных за них голосов заняли ЛДПР (12,1%), "Справедливая Россия" (6,2%), КПРФ (5,3%) (Горшков, Шереги, 2010).
- 2. Представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении. Оно находит практическое выражение в реализации групповых интересов молодежи посредством ее представителей в органах власти. По данным Госкомстата, на всех уровнях представительной власти РФ в 1990–1991 гг. молодежь в возрасте 21–29 лет составляла 13,3% от числа избранных в эти органы, в том числе в Верховном Совете РФ – 0,4%; в Верховных Советах республик – 2,8%; в городских Советах – 10,2%; в районных городских Советах – 11,7%; в сельских поселковых Советах – 14,9%. Однако в дальнейшем представительство молодежи в органах государственной власти постоянно сокращалось.