Одним из условий безопасного передвижения по дороге является исправная тормозная система. На классических вазовских моделях установлены тормозные механизмы, действующие за счет силы трения между разными видами материалов. Конструкция тормозной системы ВАЗ 2101 проста, поэтому следить за ее техническим состоянием и выполнять по мере необходимости ремонт можно самостоятельно.
[ Скрыть ]
Особенности устройства системы тормозов
ВАЗ 2101 имеет две независимые системы тормозов: рабочую и стояночную. Первая задействована во время движения автомобиля. Ее основным механизмом является гидропривод, благодаря которому осуществляется постепенное торможение колес.
Гидравлический привод состоит из следующих элементов:
- педали, через которую осуществляется управление;
- вакуумного усилителя;
- трубопроводов;
- бачка;
- цилиндров: главного (ГТЦ) и рабочих;
- тормозных механизмов задних и передних колесных пар.
В системе используются рабочие механизмы двух видов. Спереди действуют дисковые тормоза с суппортами. Сзади на колесной паре установлены тормоза в виде барабанов, механизм которых включает и стояночный.
Стояночные тормоза имеют механический привод и управляются водителем с помощью ручного тормоза. Они блокируют колеса и исключают самопроизвольное передвижение транспортного средства. Состоят из рычага, тросика и тормозных колодок.
Для бесперебойного функционирования тормозной системы, необходимо периодически проводить ее обслуживание:
- менять ТЖ;
- проверять уровень ТЖ;
- прокачивать гидравлический привод для удаления воздушных пробок;
- проверять степень износа элементов тормозов;
- проверять состояние тросика на ручном тормозе и регулировка его натяжения;
- настраивать регулятор тормозов.
Чтобы в пути не подвели тормоза, нужно проверять перед поездкой уровень ТЖ. Если ее будет недостаточно, в систему может проникнуть воздух, что грозит снижением эффективности работы тормозов. Кроме того, уменьшение количества жидкости в системе тормозов, свидетельствует о наличии течи и повреждении тормозной магистрали. Воздух из системы выгоняется путем прокачки. Слабое натяжение троса ручника грозит отказом стояночного тормоза, поэтому натяжение тросика нужно контролировать и регулировать при необходимости натяжение.
Менять ТЖ по регламенту нужно через каждые два года независимо от пробега. Если этого не делать, то со временем снижается эффективность торможения. Жидкость гигроскопична. Когда в ней накапливается много влаги, она закипает при более низких температурах, что опасно при передвижениях на высоких скоростях. Излишняя влага также является причиной коррозии элементов тормозной системы.
Основные неисправности и способы их устранения
Как прокачать систему тормозов
Прокачка тормозов необходима при попадании воздуха в тормозную систему. У гидропривода главный недостаток – наличие воздуха в ТЖ заметно снижает передачу усилия. Дело в том, что воздух имеет свойство сжиматься. Поэтому, когда он попадает в систему, в момент сжатия меняется объем рабочей жидкости и усилие не доходит к механизмам в должной мере.
Завоздушенность является причиной неэффективной работы тормозов:
- колеса схватываются неравномерно и не одновременно;
- при езде временами возникают провалы педали тормоза.
Все это может привести к аварийной ситуации на дороге. Поэтому решать эту проблему необходимо сразу же, как только она обнаружилась.
Воздух по разным причинам попадает в систему. Трубопроводы находятся под машиной, поэтому постоянно испытывают ударные нагрузки, покрываются грязью, что приводит к окислительным процессам. В результате, на них появляются выбоины, трещины. На переднем приводе стоят резиновые детали, которые быстро изнашиваются.
Проникает воздух в привод при плановом обслуживании. Тормозная жидкость имеет определенный срок службы, поэтому периодически ее меняют. Во время проведения замены система тормозов может завоздушиться. Большая вероятность попадания воздуха существует при ремонте или во время замены элементов тормозов.
Вытеснить воздух помогает прокачивание гидропривода тормозов. Прокачка выполняется в строгой последовательности. Работы начинаем с правого колеса, расположенного сзади, так как оно более всего удалено от ГТЦ. Далее следуем по мере приближения к ГТЦ: заднее левое, правое переднее колесо и последним прокачивается левое колесо спереди.
При вывешивании колес нужно предусмотреть отказ автомобиля, поэтому колеса нужно надежно фиксировать противооткатными подпорками. При работах на подъемных приспособлениях домкратить и вывешивать колеса не потребуется.
Для проведения процедуры прокачки нужно приготовить необходимые инструменты и материалы:
- набор ключей;
- новая ТЖ;
- емкость для слива отработанной жидкости;
- резиновый или силиконовый шланг с подходящим диаметром, желательно прозрачный, чтобы наблюдать за состоянием вытекающей жидкости.
Кроме этого, потребуется помощник, который будет сидеть за рулем в салоне и выполнять команды второго участника. Есть вариант покачивания, при котором можно обойтись без помощника, но это для опытных автолюбителей. Прежде чем прокачивать систему, нужно проверить все ее соединения на герметичность. Если обнаружится течь, ее нужно устранить, иначе прокачка не будет иметь смысла.
Для правильного выполнения прокачки нужно знать, что тормозная система ВАЗ 2101 является двухконтурной. Оба контура не зависят друг от друга. Это необходимо для того, чтобы при отказе одного, оставался работоспособным второй, и водитель мог остановить машину. Разделение на контуры осуществляется в ГТЦ. Возможно, что достаточно прокачать только один из контуров. Например, после ремонта одного из рабочих цилиндров.
Процедура прокачки состоит из последовательности шагов:
- Чтобы были доступны штуцера колес, автомобиль нужно загнать на яму или установить на эстакаду. Машину ставим на ручник или подставляем опоры, чтобы она не покатилась.
- Сначала работы начинаем в моторном отсеке. Поднимаем капот и откручиваем крышку на бачке с ТЖ.
- Проверяем, сколько жидкости в бачке. Нормой считается максимальный уровень. Если это не так, доливаем.
- На следующем этапе перебираемся под машину и прокачиваем сначала правое заднее колесо. Снимаем колпачок, защищающий штуцер. Ключом срываем штуцер и тут же закручиваем обратно, чтобы легче было откручивать.
- На штуцер надеваем один из концов приготовленного шланга. Второй опускаем в емкость, в которую налито немного ТЖ.
- В это время помощник сидит в кабине на месте водителя. Он нажимает на педаль от 3 до 5 раз, затем выжимает ее полностью и удерживает в отжатом положении.
- Человек, работающий под машиной, выкручивает штуцер на пол-оборота.
После этого из него через трубку потечет пузырчатая жидкость. Педаль должна быть отжата.
- Когда ТЖ прекратит течь, прикручиваем штуцер.
- Операцию повторяем, пока в тару не станет поступать ТЖ, в которой не будет пузырьков воздуха.
- При выполнении процедуры важно контролировать уровень ТЖ в бачке. Если жидкости недостаточно необходимо доливать, поддерживая уровень на максимуме.
- Прокачав гидропривод колеса, снимаем шланг, закручиваем штуцер и надеваем защитный колпачок.
- Далее продолжаем аналогичные работы на каждом колесе согласно требуемой последовательности.
Когда система будет полностью будет прокачана, нужно проверить ход педали тормозов. Если она проваливается, нужно проверить герметичность магистралей.
Таким образом, тормозная система ВАЗ 2101 не отличается сложной конструкцией. Поэтому за исправностью ее элементов можно самостоятельно следить, выполнять периодически техническое обслуживание, делать диагностику и устранять неисправности. Важно не забывать после ремонта и замены тормозной жидкости прокачивать систему тормозов.
Замена тормозной жидкости на ВАЗ.
Особенности устройства тормозной системы автомобилей ВАЗ 2101
Если рассматривать работу стояночных тормозов , то тут все намного проще, ручник тянет трос который прижимает тормозные колодки к барабанам задних колес, в следствии чего происходит их блокировка и остановка.
Схема тормозной системы автомобиля ВАЗ
1 – защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 – суппорт; 4 – бачок гидропривода; 5 – выключатель стоп-сигнала; 6 – рычаг стояночного тормоза; 7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 – регулятор давления; 10 – стоп-сигнал; 11 – колесный цилиндр заднего тормоза; 12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 – тормозная колодка; 15 – направляющая заднего троса; 16 – направляющий ролик; 17 – педаль тормоза; 19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 – тормозной диск; 21 – главный цилиндр.
Так как тормозная система в Жигулях гидравлическая, в ней используется тормозная жидкость, как у большинства отечественных автомобилей.
В состав гидравлического привода тормозной системы ВАЗ 2101 входят:
— главный тормозной цилиндр №21;
— педаль тормоза;
— бачок – 4 с тормозной жидкостью «Нева»;
— на задних колесах установлен регулятор давления – 9;
— тормозные механизмы задних колес;
— рабочие цилиндры – 4 шт;
— трубопроводы.
Педаль тормоза
Детально педаль тормоза мы рассмотрим в новой статье. Установлена она на кронштейне, через болт вместе с педалью сцепления. Через шарнир педаль тормозной системы давит на толкатель и приводит в действие тормозной цилиндр, точнее его поршни.
Главный тормозной цилиндр ВАЗ
Место установки, кронштейн педали тормоза и сцепления. В нем установлено два поршня, отвечающие за разные контуры. Назад поршня возвращаются под действием возвратных пружин. На передней части корпус закрыт пробкой.
Регулятор давления задних тормозов
Он выступает в роли автоматического клапана, который отключает подачу жидкости к задним тормозным цилиндрам, в зависимости от положения моста по отношению к кузову авто. Благодаря регулятору давления, автомобиль становится более устойчивым на дороге.
Тормозные механизмы передних и задних колес
Это те механизмы которые воздействуют на тормозной барабан для задних колес или , через тормозные колодки. Как говорилось выше, они отличаются друг от друга конструкцией и принципом работ, детально рассмотрим их отдельно.
Исправность тормозной системы - основа безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. На ВАЗ 2101 тормоза далеки от совершенства, что обусловлено конструктивными особенностями системы. Иногда это приводит к возникновению проблем, о которых лучше знать заранее, что позволит своевременно устранить неисправность и безопасно эксплуатировать автомобиль.
Тормозная система ВАЗ 2101
В оснащении любого автомобиля присутствует тормозная система и ВАЗовская «копейка» не является исключением. Основным её предназначением является замедление или полная остановка транспортного средства в нужный момент времени. Поскольку тормоза могут отказать по разным причинам, за эффективностью их работы и состоянием составляющих элементов нужно периодически следить. Поэтому на конструкции системы торможения, неполадках и их устранении стоит остановиться более детально.
Конструкция тормозной системы
Тормоза «Жигулей» первой модели выполнены из рабочей и стояночной систем. Первая из них состоит из таких элементов:
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- рабочие тормозные цилиндры (РТЦ);
- бачок гидропривода;
- шланги и трубки;
- регулятор давления;
- педаль тормоза;
- тормозные механизмы (колодки, барабаны, тормозной диск).
Схема тормозной системы ВАЗ 2101: 1 - защитный кожух переднего тормоза; 2, 18 - трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 - суппорт; 4 - бачок гидропривода; 5 - выключатель стоп-сигнала; 6 - рычаг стояночного тормоза; 7 - регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 - штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 - регулятор давления; 10 - стоп-сигнал; 11 - колесный цилиндр заднего тормоза; 12 - рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 - регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 - тормозная колодка; 15 - направляющая заднего троса; 16 - направляющий ролик; 17 - педаль тормоза; 19 - штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 - тормозной диск; 21 - главный цилиндр
Стояночный тормоз (ручник) представляет собой механическую систему, воздействующую на задние колодки. Ручник используется при постановке автомобиля на стоянку под уклоном или на спуске, а также иногда при трогании с места на возвышенности. В экстремальных ситуациях, когда основная тормозная система перестала функционировать, ручной тормоз поможет остановить автомобиль.
Принцип действия
Принцип функционирования тормозной системы ВАЗ 2101 сводится к следующим действиям:
- В момент воздействия на педаль тормоза поршни в ГТЦ перемещаются, что создаёт давление жидкости.
- Жидкость устремляется к РТЦ, расположенным возле колёс.
- Под воздействием жидкостного давления в движение приводятся поршни РТЦ, колодки передних и задних механизмов начинают двигаться, в результате чего происходит замедление дисков и барабанов.
- Замедление колёс приводит к общему торможению машины.
- Торможение прекращается после отжатия педали и возврата рабочей жидкости в ГТЦ. Это приводит к снижению давления в системе и потере контакта между тормозными механизмами.
Неисправности тормозной системы
ВАЗ 2101 является автомобилем далеко не новым и владельцам приходится сталкиваться с неисправностями тех или иных систем и устранять неполадки. Тормозная система не является исключением.
Низкая эффективность тормозов
Снижение эффективности тормозной системы может быть вызвано следующими причинами:
Колёса растормаживаются не полностью
Тормозные колодки могут не полностью отходить от барабанов или дисков по ряду причин:
- в ГТЦ засорилось компенсационное отверстие. Для устранения неисправности необходимо прочистить отверстие и прокачать систему;
- манжетные уплотнения в ГТЦ разбухли из-за попадания масла либо топлива в жидкость. В этом случае потребуется промывка тормозной системы посредством тормозной жидкости и замена повреждённых элементов с последующей прокачкой тормозов;
- заедает поршневой элемент в ГТЦ. Следует проверить работоспособность цилиндра и если требуется, заменить его, а после прокачать тормоза.
Подтормаживание одного из колёсных механизмов при отжатой педали тормоза
Иногда возникает такая неисправность, когда одно из колёс автомобиля самопроизвольно подтормаживает. Причины такого явления могут быть следующими:
- стяжная пружина задних тормозных колодок вышла из строя. Необходим осмотр механизма и упругого элемента;
- неисправность РТЦ вследствие заедания поршня. Такое возможно при образовании внутри цилиндра коррозии, что требует разборки механизма, очистки и замены пришедших в негодность деталей. При значительных повреждениях цилиндр лучше заменить полностью;
- увеличение в размерах манжетных уплотнений из-за попадания в рабочую среду топлива или смазки. Необходимо заменить манжеты и промыть систему;
- между тормозными колодками и барабаном отсутствует зазор. Ручник нуждается в регулировке.
Занос или увод машины в сторону во время нажатия на тормозную педаль
Если автомобиль заносит при нажатии на педаль тормоза, то это говорит о следующих неисправностях:
Визг тормозов
Бывают случаи, когда тормоза при воздействии на педаль тормоза скрипят или издают визг. Проявляться такое может по следующим причинам:
- тормозной диск имеет неравномерный износ либо большое биение. Диск требуется прошлифовать, а при толщине менее 9 мм - заменить;
- попадание масла или жидкости на фрикционные элементы тормозных колодок. Необходимо очистить колодки от загрязнений и устранить причину вытекания смазки либо жидкости;
- чрезмерное стирание тормозных колодок. Пришедшие в негодность элементы нуждаются в замене.
Главный тормозной цилиндр
ГТЦ ВАЗовской «копейки» - механизм гидравлического типа, состоящий из двух секций и рассчитанный на функционирование системы с двумя контурами.
Если с одним из контуров возникают проблемы, второй хоть и не с такой эффективностью, но обеспечит остановку автомобиля. Монтируется ГТЦ к кронштейну педального узла.
Конструкция ГТЦ ВАЗ 2101: 1 - пробка; 2 - корпус цилиндра; 3 - поршень привода задних тормозов; 4 - шайба; 5 - поршень привода передних тормозов; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - стопорные винты; 8 - возвратные пружины поршней; 9 - тарелка пружины; 10 - прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 - распорное кольцо; 12 - впускное отверстие; А - компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5)
Поршни 3 и 5 отвечают за работоспособность разных контуров. Начальное положение поршневых элементов обеспечивают пружины 8, посредством которых поршни прижимаются в винты 7. Гидроцилиндр уплотняется соответствующими манжетами 6. В передней части корпус заглушён пробкой 1.
Основные неполадки ГТЦ - износ манжетных уплотнений, поршня или самого цилиндра. Если резиновые изделия можно поменять на новые из ремкомплекта, то в случае повреждения цилиндра или поршня, устройство придётся полностью заменить. Поскольку изделие расположено под капотом возле главного цилиндра сцепления, то его замена не вызывает каких-либо сложностей.
Видео: замена ГТЦ на «классике»
Рабочие тормозные цилиндры
Из-за конструктивных отличий между тормозами передней и задней оси, каждый механизм стоит рассмотреть по отдельности.
Передние тормоза
На ВАЗ 2101 спереди используются тормоза дискового типа. Крепление суппорта выполнено к кронштейну 11 посредством болтового соединения 9. Фиксация кронштейна осуществляется к фланцу цапфы 10 вместе с защитным элементом 13 и поворотным рычагом.
Передний тормозной механизм ВАЗ 2101: 1 - штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 2 - соединительная трубка рабочих цилиндров; 3 - поршень колёсного цилиндра; 4 - фиксатор колёсного цилиндра; 5 - тормозная колодка; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - пылезащитный колпачок; 8 - пальцы крепления колодок; 9 - болт крепления суппорта к кронштейну; 10 - поворотный кулак; 11 - кронштейн крепления суппорта; 12 - суппорт; 13 - защитный кожух; 14 - шплинт; 15 - прижимная пружина колодки; 16 - тормозные колодки; 17 - колёсный цилиндр; 18 - тормозной диск
В суппорте есть прорези для тормозного диска 18 и колодок 16, а также посадочные места, в которых закреплены два цилиндра 17. Для их фиксации по отношению к суппорту в самом гидроцилиндре есть фиксирующий элемент 4, который входит в паз суппорта. В гидроцилиндрах установлены поршни 3, для уплотнения которых используются манжеты 6, расположенные в канавке цилиндра. Для предотвращения попадания грязи в цилиндр, снаружи он защищён резиновым элементом. Оба цилиндра соединяются друг с другом трубкой 2, посредством которой обеспечивается одновременное нажатие на тормозные колодки по обеим сторонам диска. Во внешнем гидроцилиндре есть штуцер 1, через который удаляется воздух из системы, а к внутреннему через такой же элемент подводится рабочая жидкость. При нажатии педали поршневой элемент 3 надавливает на колодки 16. Последние фиксируются пальцами 8 и поджимаются упругими элементами 15. Штоки в цилиндре удерживаются посредством шплинтов 14. Крепление тормозного диска к ступице выполнено двумя штифтами.
Ремонт гидроцилиндра
В случае возникновения неполадок с РТЦ передка, механизм демонтируют и устанавливают новый либо производят ремонт, заменяя манжетные уплотнения. Для снятия цилиндра потребуются такие инструменты:
- отвёртка с плоским лезвием;
- молоток;
- плоскогубцы;
- клещи;
- домкрат;
- набор рожковых ключей;
- ключ для откручивания тормозных трубок.
Процедуру ремонта выполняем в следующем порядке:
- Домкратим передок автомобиля с той стороны, где предполагается замена гидроцилиндров, и демонтируем колесо.
- Плоскогубцами извлекаем шплинты, которыми фиксируются направляющие стержни колодок.
- Подходящей наставкой выбиваем стержни.
- Достаём пальцы вместе с упругими элементами.
- Посредством клещей вдавливаем поршни гидроцилиндра.
- Вынимаем тормозные колодки.
- Отворачиваем от суппорта гибкий патрубок.
- При помощи зубила отгибаем стопорные элементы крепежа.
- Отворачиваем крепление суппорта и демонтируем его.
- Откручиваем штуцеры трубки, соединяющей рабочие цилиндры, после чего снимаем саму трубку.
- Зацепляем отвёрткой и стягиваем пыльник.
- Подсоединяем компрессор к штуцеру и путём подачи сжатого воздуха выдавливаем поршневые элементы из цилиндров.
- Извлекаем поршневой элемент.
- Достаём манжетное уплотнение. На рабочей поверхности поршня и цилиндра не должно быть следов большого износа и иных повреждений.
- Для монтажа ремкомплекта вставляем новый уплотнитель, на поршень и цилиндр наносим тормозную жидкость. Собираем устройство в обратной последовательности.
- Если цилиндр нуждается в замене, нажимаем фиксирующий элемент отвёрткой.
- Подходящей наставкой выколачиваем РТЦ из суппорта.
- Монтаж производим в обратном порядке.
Замена колодок
Если процедура ремонта сводится только к замене колодок, то выполняем п. 1–6 по замене РТЦ и монтируем новые тормозные элементы с предварительным нанесением смазки Литол-24 на направляющие. Передние колодки требуют замены, как только фрикционная накладка достигнет толщины 1,5 мм.
Задние тормоза
Тормоза задней оси «копейки» барабанного типа. Детали механизма закреплены на специальном щите, который фиксируется к торцевой части задней балки. Снизу щита установлены детали, одна из которых служит опорным элементом для нижней части колодок торможения.
Задние тормоза ВАЗ 2101: 1 - колёсный цилиндр; 2 - рычаг ручного привода колодок; 3 - колодка тормоза; 4 - чашка и опорная стойка колодок; 5 - трос привода стояночного тормоза с оболочкой; 6 - нижняя стяжная пружина; 7 - фрикционная накладка; 8 - эксцентрик регулировки зазора между колодкой и барабаном; 9 - распорная планка; 10 - верхняя стяжная пружина
Чтобы была возможность регулировать расстояние между барабаном и колодками, используются эксцентрики 8, в которые упираются колодки под воздействием упругих элементов 5 и 10.
РТЦ состоит из корпуса и двух поршней 2, распираемых упругим элементом 7. Посредством этой же пружины к торцевой части поршней поджимаются манжетные уплотнения 3.
Колёсный цилиндр: 1 - защитный колпачок; 2 - поршень; 3 - уплотнитель; 4 - корпус колёсного цилиндра; 5 - чашки пружины; 6 - штуцер выпуска воздуха; 7 - пружина
Конструктивно поршни выполнены таким образом, что с наружной стороны есть специальные упоры для верхних концов тормозных колодок. Герметичность цилиндров обеспечивается защитным элементом 1. Прокачка устройства обеспечивается через штуцер 6.
Замена цилиндра
Для замены задних РТЦ потребуются такие инструменты:
- набор ключей;
- ключ для откручивания тормозных трубок;
- отвёртка;
- молоток.
Операция состоит из следующих шагов:
- Поднимаем заднюю часть машины и демонтируем колесо.
- Откручиваем направляющие штифты.
- Помещаем штифты в соответствующие отверстия барабана, закручиваем их и смещаем деталь с фланца полуоси.
- Демонтируем барабан.
- Отвёрткой стягиваем тормозные колодки с опоры, сдвигая их вниз.
- Ключом откручиваем штуцер тормозной трубки.
- Откручиваем крепёж гидроцилиндра к тормозному щитку.
- Снимаем цилиндр.
- Если предполагается ремонт, пассатижами вынимаем поршни из гидроцилиндра и меняем уплотнительные элементы.
- Собираем устройство и монтируем его в обратном порядке.
Ремонтом гидроцилиндров занимаются редко, поскольку замена уплотнителей ненадолго продлевает работоспособность механизма. Поэтому при неполадках РТЦ лучше устанавливать новую деталь.
Замена колодок
Тормозные колодки задка необходимо заменить при достижении фрикционным материалом такой же толщины, как и в случае с передними тормозными элементами. Для замены понадобятся плоскогубцы и отвёртка. Процедуру осуществляем в такой последовательности:
- Нажимаем и проворачиваем чашки, которыми удерживаются колодки. Снимаем чашки вместе с пружиной.
- Отвёрткой снимаем нижнюю часть колодок с опоры.
- Демонтируем нижнюю пружину.
- Убираем колодку в сторону, вынимаем распорную планку.
- Стягиваем верхний упругий элемент.
- Вынимаем рычаг привода ручника из наконечника троса.
- Плоскогубцами извлекаем шплинт из пальца.
- Демонтируем с тормозного элемента детали ручника.
- Механизм собираем в порядке, обратном демонтажу, предварительно ослабив трос управления ручным тормозом.
Регулятор давления
Задние тормоза оснащаются регулирующим элементом, посредством которого происходит корректировка давления в приводе торможения при изменении нагрузки машины. Суть работы регулятора заключается в автоматическом прекращении подачи жидкости к рабочим гидроцилиндрам, что способствует уменьшению вероятности возникновения юза задней оси во время торможения.
Исправность механизма легко проверить. Для этого выполняем следующие шаги:
- Очищаем деталь от загрязнений и снимаем пыльник.
- Напарник надавливает на тормозную педаль, создавая усилие 70–80 кгс. В это время второй человек контролирует движение выступающей части поршня.
- При перемещении поршневого элемента на 0,5–0,9 мм, регулятор считается исправным. Если это не так, устройство подлежит замене.
Видео: настройка регулятора давления тормозов на «Жигулях»
Многие автовладельцы классических «Жигулей» убирают со своей машины регулятор давления. Основная причина - закисание поршня, в результате чего жидкость не подаётся к РТЦ задней оси, а педаль после торможения становится вялой.
Трубки и шланги
Тормозные трубки и шланги системы торможения ВАЗовской «копейки» используются как спереди, так и сзади. Их назначение - соединение ГТЦ и РТЦ между собой и подача к ним тормозной жидкости. Иногда соединительные элементы приходят в негодность, особенно это касается шлангов, что обусловлено старением резины.
Крепятся рассматриваемые детали посредством резьбового соединения. В их замене не возникает каких-либо сложностей. Требуется всего лишь отвернуть крепёж с обеих сторон, демонтировать изношенный элемент и на его место установить новый.
Видео: замена тормозных трубок и шланг на «классике»
Педаль тормоза
Основным органом управления системы торможения ВАЗ 2101 является педаль тормоза, расположенная в салоне под рулевой колонкой между педалями сцепления и акселератора. Посредством педали передаётся мускульное воздействие от ног водителя на ГТЦ. Если регулировка педали тормоза выполнена правильно, свободный ход будет равен 4–6 см. При нажатии на неё и прохождении указанного расстояния, транспортное средство начинает плавно замедляться.
Свободный ход педали тормоза: 1 - главный цилиндр; 2 - толкатель; 3 - педаль тормоза; 4 - буфер выключателя стоп-сигнала; 5 - гайка выключателя; 6 - выключатель стоп-сигнала; 7 - оттяжная пружина педали
Прокачка тормозов ВАЗ 2101
Если с ГТЦ или РТЦ производился ремонт либо эти механизмы подвергались замене, то тормозная система автомобиля нуждается в прокачке. Процедура предполагает удаление воздуха из контуров системы для её эффективной работы. Для прокачки тормозов нужно подготовить:
- ключ на 8 (10) мм;
- силиконовая прозрачная трубка по диаметру штуцера;
- ёмкость;
- тормозная жидкость.
Для ВАЗ 2101 и другой «классики» подходит тормозная жидкость DOT-3, DOT-4. Поскольку объём жидкости в тормозной системе рассматриваемого автомобиля составляет 0,66 л, то ёмкости в 1 л будет вполне достаточно. Прокачивать тормоза лучше всего с помощником. Процедуру начинаем с правого заднего колеса. Последовательность действий такова:
- Открываем капот и откручиваем крышку расширительного бачка ГТЦ.
- Проверяем уровень жидкости согласно меткам, если нужно доливаем до отметки MAX.
- Со штуцера заднего правого колеса снимаем защитный колпачок и надеваем на него трубку, второй конец которой опускаем в подготовленную ёмкость.
- Напарник садится на место водителя и нажимает педаль тормоза 5–8 раз, а при нажатии последнего раза выжимает её до упора и фиксирует в таком положении.
- В это время вы ослабляете штуцер ключом на 8 или 10, в зависимости от размерности, а из трубки начнёт течь жидкость с пузырьками воздуха.
- Когда прекратится вытекание жидкости, штуцер заворачиваем.
- Повторяем п.4–6 до тех пор, пока из штуцера не будет вытекать чистая жидкость без воздуха. В процессе прокачки не забываем контролировать уровень жидкости в расширительном бачке, доливая её по мере необходимости.
- По завершении процедуры надёжно закручиваем штуцер и надеваем защитный колпачок.
- Аналогичные действия повторяем с остальными колёсными цилиндрами в последовательности, указанной на изображении.
- Передние цилиндры прокачиваем по тому же принципу, предварительно сняв колёса.
- Когда прокачка будет завершена, нажимаем на педаль тормоза и проверяем её ход. При слишком мягкой педали либо положении ниже, чем обычно, проверяем герметичность всех соединений тормозной системы.
Видео: прокачка тормозов на «Жигулях»
Любые неполадки, связанные с системой торможения автомобиля, нуждаются в безотлагательном решении проблемы. Диагностика и ремонтные работы тормозов «копейки» не требуют особых знаний и умений, как и специальных инструментов. Проверить систему и устранить неисправности можно при помощи стандартного набора, состоящего из ключей, отвёрток и молотка. Главное, ознакомиться с последовательностью действий и следовать им в процессе ремонта.
Одной из основных систем, обеспечивающих безопасность при передвижении на автомобиле, является тормозная система. Наибольшее распространение получили тормозные механизмы, использующие силу трения разных материалов. Такие механизмы устанавливаются на все авто, и на ВАЗ тоже, относящиеся к семейству «Классика».
В качестве примера классического ВАЗ выступит модель 2107. Тормозная система ВАЗ-2107 включает рабочую и стояночную системы. В задачу рабочей составляющей входит уменьшение скорости передвижения авто вплоть до полного обездвиживания.
Состоит она из двух составляющих: первой — тормозных механизмов, производящих воздействие на колеса, из-за чего и происходит снижение их вращения. Вторая составляющая — привод, посредством его водитель задействует механизмы.
Стояночная составляющая обеспечивает блокировку колес одной из осей авто, в случае с ВАЗ-2107 – задних, во время того, как автомобиль обездвижен. Использование этого тормоза исключает самопроизвольное движение авто. Эта система использует отдельный привод, которым выполняется воздействие на механизмы задней оси.
Более подробно, о том, как выглядит тормозная система ВАЗ-2107 показано на схеме:
Теперь рассмотрим более подробно устройство тормозной системы ВАЗ-2107. Сначала пройдемся по рабочей составляющей. Привод у нее является гидравлическим и включает:
- Педаль управления;
- Усилитель вакуумный;
- Цилиндр главный;
- Бак для рабочей жидкости;
- Трубопроводы высокого давления;
- Регулятор давления мех-змов задней оси;
Использование жидкости в качестве рабочего элемента привода обусловлено рядом положительных качеств: не требуется сложной системы рычагов для привода, облегчена проводка трубопроводов к механизмам, передача усилия от ноги водителя усиливается в несколько раз из-за вакуумного усилителя.
Рабочие механизмы на ВАЗ-2107 используются двух типов – спереди установлены дисковые тормоза, с использованием суппортов, На задней оси применены механизмы барабанного типа, включающие также стояночный механизм.
Теперь более подробно об элементах данной системы. Итак, педаль, на которую жмет водитель, расположена на одной оси с педалью управления сцеплением. Чтобы обеспечить возможность возвращения ее в исходное положение – она подпружинена.
Вакуумный усилитель тормозов
К педали подсоединен шток, связанный с усилителем. Устройство вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2107 довольно интересно, представлено оно на рисунке:
Представляет усилитель собой герметичную емкость, внутри поделенную на 2 камеры посредством мембраны. Камера, находящаяся ближе к педали называется атмосферной, а отделенная мембраной от нее – вакуумной. Сама мембрана соединена со штоком поршня главного цилиндра.
Вакуумная камера патрубком подсоединена к впускному коллектору мотора, откуда и берется разрежение. В конструкцию включен также следящий клапан, управляемый штоком педали, им то и выполняется вся работа.
При отпущенной педали этот клапан посредством канала соединяет полости камер, обеспечивая идентичное давление. При воздействии на педаль, клапан закрывает канал, связывающий камеры и открывает канал, связывающий атмосферную камеру с атмосферой. Поскольку во второй камере сохраняется разрежение, то атмосферное давление начинает давить на мембрану. Поскольку она связана со штоком поршня главного цилиндра, за счет перемещения поршня производится вытеснение жидкости с цилиндра в трубопроводы.
Главный цилиндр тормозов
Главный цилиндр присоединен к усилителю. Представляет этот элемент собой корпус, к которому подводиться трубопроводы подачи и обратки от бачка с жидкостью, и выходят 3 трубопровода, ведущих к тормозным механизмам. На передние тормозные механизмы выходят по одному трубопроводу, а назад – только один, ведущий к регулятору.
Внутри этого корпуса установлены поршни, которыми жидкость выталкивается в трубопроводы. Один из них связан со штоком мембраны усилителя. Это основные элементы привода. Подробное устройство главного тормозного цилиндра показано выше.
Суппорт – это корпус, с проделанными в нем цилиндрами под поршни. Их у этой модели – два, по одному на каждую колодку. Устройство суппорта показано на рисунке.
Поршни суппорта имеют вид стакана, который помещены в свои цилиндры, но по нем они могут перемещаться. Чтобы исключить просачивание жидкости, на поршни одеты уплотнительные кольца.
Колодки представляют собой небольшие металлические пластины, на которые наклеены накладки из фрикционного материала.
Тормозной диск – выполнен из металла, для лучшего сцепления с поверхностью колодок, его боковые поверхности хорошо обработаны, чтобы не было на них никаких выступов и раковин.
Работа тормозов ВАЗ 2107 выполняется так: жидкость движется в цилиндры суппорта, где и начинает выталкивать поршни. Те выходят из цилиндров, поджимая колодки к диску.
Устройство тормозного механизма задней оси
Тормозная система ВАЗ-2107 задней оси имеет иное устройство. Все элементы ее спрятаны внутри тормозного барабана:
Рабочий тормозной цилиндр ВАЗ 2107 имеет такое устройство: есть корпус, он же цилиндр, с размещенными в нем двумя поршнями. При воздействии давления жидкости они выходят из цилиндра.
Колодки – металлические, сделанные в форме полумесяцев, на верхнюю кромку их приклеены фрикционы. Установленные на ступицу колодки образуют кольцо.
В нижней части колодки устанавливаются в проделанные под них посадочные места, а в верхней — в пазы, сделанные в поршнях. Чтобы самопроизвольно колодки не разводились, они стянуты пружинами. Там же и размещается механизм стояночного тормоза.
Поверх этого всего одет на вал ступицы барабан. При притормаживании жидкость выталкивает поршни, а поскольку в их пазы входят колодки, то это передвижение поршней сопровождается расхождением колодок. При этом они поджимаются к барабану и происходит замедление вращения.
Стояночный система
Она хоть задействует механизм колес задней оси, но никак не связана с рабочим механизмом. В качестве привода у него используется трос, подсоединенные к ручнику, находящемуся в салоне авто.
Под авто этот трос делиться на две части, идущие в механизмы задней оси. Внутри концы троса соединены с рычагом привода, а тот в свою очередь – с распорной планкой. Рычаг привода соединен с одной из колодок.
При задействовании ручника, трос тянет за рычаг, а поскольку тот упирается в планку – происходит разжатие колодок. Зубчатый сектор ручника при этом фиксирует положение рычага, при котором колодки разведены.
Регулятор давления
Он установлен в приводе задних колес и не только распределяет жидкость на механизмы, он еще и предотвращает возможный занос из-за разных усилий на механизмах. Производится это путем ограничения подачи давления в механизмы, в зависимости от положения кузова авто относительно моста.
Привод регулятора выполняется от тяги, один конец которой закреплен на заднем мосту, при этом сам же он закреплен на кузове. При увеличении нагруженности на заднюю ось, кузов меняет положение относительно моста, в результате тяга давит на поршень регулятора, из-за чего производится регулировка давления, подаваемого на механизмы.
При надобности снижения скорости, водитель давит на педаль. Его усилие передается на клапан усилителя, который открывает нужный канал для подачи атмосферного давления на мембрану. Мембрана связана со штоком, соединенным с поршнем главного цил-ра. Этот шток вытесняет жидкость в трубопроводы, ведущие к рабочим механизмам. Поскольку жидкость не сжимается, то все усилие полностью передается на механизмы.
Жидкость нажимает на поршни рабочих цилиндров, и те выдвигаясь, разжимают (на барабанных мех-змах) или прижимают колодки (на дисковых мех-змах) к диску или барабану, связанными со ступицами колес. Из-за трения колодок о диски (барабаны) и осуществляется замедление вращения.
Виды обслуживающих работ
Несмотря на то, что конструктивно система не такая уж и сложная, однако она требует периодического обслуживания, включающего:
- Проверку уровня жидкости в системе;
- Проверку степени износа фрикционов колодок, дисков, барабанов;
- Прокачку системы для удаления воздуха;
- Проверку состояния тросов ручника;
- Регулировку натяжения тросов;
- Регулировку регулятора задних тормозов;
Перед каждым выездом нужно обязательно проверять, сколько тормозной жидкости в системе ВАЗ-2107. Ее недостаточное количество может привести к тому, что эффективность работы системы может значительно снизиться из-за попадания воздуха внутрь трубопроводов. К тому же, снижение уровня может сигнализировать о повреждении трубопроводов и утечке жидкости.
Проверять элементы механизмом следует раз в несколько месяцев, особенно это касается колодок, поскольку изнашиваются они достаточно интенсивно. При надобности производится замена изношенных элементов.
В случае попадания воздуха внутрь привода рабочей системы, выполняется прокачка, в результате которой воздух выгоняется из системы.
Послабление натяжения тросов стояночного тормоза может привести к его отказу, поэтому периодически нужно следить за ним, и при надобности восстанавливать натяжение.
Особенность тормозной системы
Одной из особенностей схемы тормозов ВАЗ-2107 является наличие двухконтурной системы. Суть двухконтурной системы сводится к тому, что рабочий привод разделен на две части, каждая из которых подает жидкость только на два механизма, при этом контуры между собой не взаимодействуют.
Наличие двух контуров обеспечивает работоспособность тормозов хотя бы двух колес в случае разгерметизации одного из контуров. То есть, даже при пробое трубопроводов одного контура, второй останется полностью работоспособным, что обеспечит функционирование тормозов.
У ВАЗ-2107 контуры поделены таким образом, что привод механизмов передней оси отделены от привода задних механизмов. Это позволяет не только сохранять работоспособность системы при выходе одного из контуров, но и производить прокачку отдельно каждого контура. То есть, если завоздушен один из контуров, то его нужно прокачивать, обслуживать второй при этом не обязательно.
Это только общая информация о том, как устроена тормозная система ВАЗ-2107, не включающая всех подробностей по обслуживанию и ремонту ее. В целом же тормоза этого авто работают вполне исправно, хотя некоторое элементы ее у автовладельцев вызывают нарекания.
Видео — нужен или нет регулятор давления?