Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию такой организации как ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли. Безопасность, как необходимое условие жизнедеятельности людей выступает в нескольких ипостасях:
1. Безопасность как потребность.
Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных механизмов человеческой жизнедеятельности, как у любых других живых существ. Прежде всего, люди испытывают нужду в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают какие-либо деструктивные факторы. Эта потребность имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, степени богатства и власти, других ресурсов. Потребность в безопасности реализуется как на индивидуальном так и на коллективном (групповом), общественном уровнях. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих других потребностей нужду в безопасности невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности. Любопытно, что одно из древнегреческих значений безопасности переводится как владение ситуацией. Субъективное осознание потребности находит выражение в форме интереса, стимулирующего и направляющего деятельность людей. Интересы многоплановые, многоуровневые и отражают различные потребности. В том числе потребность в безопасности, относящуюся к базисным, первоочередным потребностям людей и социальных общностей. Помимо непосредственных интересов безопасности (личности, общества, государства), сопряженных с наличием различных угроз выживанию и существованию данных субъектов, существуют жизненно важные интересы индивидов, социальных общностей, народов, наций, ущемляемые противоположными им субъектами и нуждающиеся в защите. Их реализация и неуязвимость обеспечивает необходимые условия для полноценного существования и успешного развития индивидов и социальных субъектов, что отвечает, в том числе потребностям их безопасности.
2. Безопасность как ценность.
Людям свойственно ощущать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций организма, интуиции, т.е. безопасность (небезопасность) в этом плане имеет значение субъективного представления индивидов об отсутствии (наличии) угроз своему существованию. Оно помогает корректировать линию своего поведения и избегать опасностей. «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, - указывал по этому поводу римский император Марк Аврелий (121-180), - и ты будешь от них в безопасности». Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет универсальный характер и признается в качестве фундаментальной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Хотя, естественно, существует определенный разброс мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловливается влиянием той или иной ситуации. В России, вся история которой была бесконечной чередой войн и других тяжелых испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда относилась к числу первостепенных. Сохраняет свое значение она и в настоящее время. В то же время на корпоративном уровне среди большинства российских предприятий безопасность не утвердилась еще в качестве важнейшей коллективной (групповой) ценности. Она недостаточно культивируется среди сотрудников фирм, которые в массе своей полагают, что безопасность - забота исключительно владельцев и руководителей.
3. Безопасность как процесс.
Мы по привычке ассоциируем безопасность с защищенностью жизненно важных интересов личности, общества и государства или с результатом безопасности. Как он ни важен, все же следует помнить, что он является лишь венцом сложного процесса обеспечения безопасности, связанного с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. В рамках процессуального подхода к безопасности выделяют меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) реализации мер безопасности. Самое же важное, что следует твердо усвоить, это то, что безопасность - непрерывно реализуемая задача. Всегда, в любых условиях и обстоятельствах. Отсутствие четкого распределения сил и средств по видам национальной безопасности, закрепления за ними конкретных функций и полномочий, персональной ответственности за обеспечение безопасности в порученной сфере - главная причина неэффективности так называемой «системы обеспечения национальной безопасности России».
4. Безопасность как наука.
Существование устойчивого интереса к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности различных социальных объектов обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее видовым проявлениям. Соответственно, существует общая теория безопасности и взаимосвязанные с нею частные теории международной, национальной, государственной, военной, экономической, информационной, экологической и т.п. безопасности. Как отдельные научные направления, можно выделить и охрану труда на производстве, защиту населения в рамках мероприятий по защите от чрезвычайных ситуациях различного характера. Предпринята попытка создания секьюритологии (от англ. security - безопасность; греч. logos - учение) как синтетической научной дисциплины, предметом которой являются "закономерности и механизмы деятельности государств, общества и частных лиц по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности" .
5. Безопасность как профессия
Выделение безопасности в самостоятельную и профессиональную деятельность по защите и охране различных объектов во многом сопряжено с необходимостью доведения ее до высочайшего мастерства и применения в ней нестандартных решений, неординарных действий, творческих подходов, воплощаемых в искусстве обеспечения безопасности. Такое искусство по плечу не каждому человеку и даже специалисту. Оно требует одаренности и таланта, высокого уровня профессиональной подготовки, психологической устойчивости.
Наиболее характерные профессии, связанные с различными аспектами безопасности человека находятся в широком диапазоне от пожарного (спасателя) до инженера по защите информации. На рынке труда наиболее востребованы специалисты по охране труда.
Теория потребностей человека - Пирамида потребностей человека по Маслоу
Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):
- Физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота).
- Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность).
- Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности.
- Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств).
- Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).
Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.
В основании этой пирамиды лежат так называемые базовые потребности. Это физиологические потребности, и потребность в безопасности.
Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, и т.д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Одна из самых главных потребностей, гарантирующая жизнь, потребность в пище, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.
Когда же физиологические потребности удовлетворены, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.
Следующая ступень потребностей – потребность в безопасности . Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране, повышается уровень общей тревожности.
Для сохранения чувства безопасности, мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т.д.
Третья и четвертая ступень относятся к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не мучаемся жаждой, болезнями, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство значимости, принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив, социальные связи, общение, привязанность и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.
Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая, порой, базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.
На этой потребности часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому, подросток, часто не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.
Следующая ступень – это потребность в признании, самов ыражении , уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.
Да и нам самим иногда стоит задуматься: на сколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И, если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви, 40% – в уважении и 10% - в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.
Нам, как специалистам по продажам удобнее использовать другую классификацию, с помощью которой мы выясним, какие потребности испытывают потенциальные клиенты.
Существует несколько основных потребностей , которые каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Если одно из желаний удовлетворено, человек стремится к удовлетворению следующей потребности.
Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других желаний.
Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни.
Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.
Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.
Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Человек стремится к комфорту в любой ситуации и выбирает товары, удобные и простые в использовании.
Потребность в имидже. Клиент ориентируется на привлекательность и престижность товара.
Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.
Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.
Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем деньги.
Потребность в самореализации. Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.
Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека. (см. рис.1). По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.
Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне.
Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс - чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.
Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной.
Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному.
3.1 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности
Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности. Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и методы их расчета. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек-среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений. Принципы БЖД могут быть применены в различных сферах: технике, медицине, организации труда и отдыха. По сфере реализации, т.е. в зависимости от того где они применяются принципы БЖД могут быть подразделены на инженерно-технические, методические, медико-биологические.
По признаку реализации, подразделяются на следующие группы:
ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности; к ориентирующим принципам относятся, в частности, принцип системного подхода, профессионального отбора, принцип нормирования негативных воздействий и т.п.
управленческие; к ним относятся принцип контроля, принцип стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, принципы ответственности, обратных связей и др.
организационные; среди этих принципов можно назвать так называемую защиту временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, принцип рациональной организации труда и др.
технические; эта группа принципов подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.
На последней группе принципов следует остановиться как на особенно многочисленной и разнообразной. К техническим принципам относятся такие как: защита количеством (снижение количественных характеристик негативных воздействий, например, интенсивности шума), или так называемое снижение негативного фактора в источнике за счет проектирования более совершенных, экологичных технических устройств (автомобильные двигатели с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах, мониторы компьютеров, обладающие незначительными уровнями электромагнитного излучения в окружающую среду и т.п.);
защита расстоянием, использующая тот факт, что интенсивность ряда негативных воздействий убывает с расстоянием; защита с помощью ограждений; экранирование; блокировка; герметизация; принцип слабого звена. Принципы обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.
Методы обеспечения БЖД. Как известно, метод - это способ достижения цели. Здесь целью является обеспечение безопасности. Методы БЖД основаны на применении вышеперечисленных принципов. Пользуясь методами обеспечения БЖД мы можем согласовать взаимодействие характеристик человека с окружающей средой т.е. достичь определенного уровня безопасности.
В безопасности жизнедеятельности существуют 2 понятия:
1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);
2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер. (см. Рис.2)
Принято выделить четыре метода БЖД:
А-метод: пространственное или временнóе разделение гомосферы и ноксосферы.
Б-метод: нормализация ноксосферы, т.е. совершенствование среды, чаще производственной, приведение характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека. Б-метод реализуется в создании безопасной техники.
В-метод: используется тогда, когда А- и Б-методы не дают желаемого результат и требуемого уровня безопасности. Он подразумевает адаптацию человека к ноксосфере (обучение, тренировка, профессиональный отбор).
Г- метод: сочетает в себе вышеупомянутые методы и используется чаще всего.
Средства БЖД. Средства БЖД - это конкретные средства защиты человека от различных опасностей. Средства защиты подразделяются по характеру их применения на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). СКЗ классифицируется в зависимости опасных и вредных факторов (СКЗ от шума, вибрации и т.п.), СИЗ классифицируется в основном в зависимости от защищаемых видов органов (СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, глаз, слуха и т.д.)
К СИЗ относятся скафандры, противогазы, респираторы, шлемы и т.д. Средства безопасности должны обеспечивать нормальные условия для деятельности человека. Это требование должно быть в первую очередь учтено при создании СИЗ, поскольку многие СИЗ создают существенные неудобства и зачастую резко снижают работоспособность человека. Именно из-за этого от СИЗ часто отказываются в ущерб безопасности.
К средствам безопасности жизнедеятельности следует также отнести так называемые приспособления для организации безопасности (например: лестницы, трапы, леса, подмостки, люльки и т.п.).
Человек (как личность и как общество) является объектом опасности.
Обобщённость понятия человек приводит к «взаимовложенной» структуре объектов опасности: личность, группа, сообщество, коллектив, население (населённого пункта, региона), народ (страны), мировое сообщество (человечество).
Окружающая среда , взаимодействие с которойслужит для человека источником опасности, включает в себя природную, социальную и техногенную составляющие.
Наряду с понятием опасность используется понятие угроза . Принято считать:
Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.
Понятие безопасность в лингвистическом словаре определено как отсутствие опасности, точнее - «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо». Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому адекватна следующая формулировка:
Безопасность – это отсутствие различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Безопасность обеспечивается субъектом безопасности с помощью мер безопасности. Показателем (количественной мерой) безопасности служитуровень безопасности.
В следующих параграфах данной темы рассматриваются характеристики и взаимосвязи базовых понятий, закономерности их изменения во времени.
Краткий итог. Ознакомление с основами общей теории безопасности предназначено для понимания и целостного ви дения современного комплекса проблем безопасности.
2.2. Безопасность индивида и общества
Мотивация активности человека, как показали исследования психологов, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.
Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности. Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов, о чём упоминалось выше, справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху дикости не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.
Однако, как установил основоположник теории мотивации А.Маслоу («Мотивация и личность» - 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Иногда упоминаются три основных типа потребностей: материальные, социальные и духовные. Но общепринятой считается классификация Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2.1), где потребности размещены в иерархическом порядке.
В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, в сне, в продолжении рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).
Далее идут потребности, свойственные только homo sapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности. Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ XX века Ортега-и-Гассет). На схеме ломаная стрелка (слева вниз) – подчёркивает предназначение потребности в безопасности.
Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).
Уместно, правда, отметить важное замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Уместно отметить замечание «мастера психологии» Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз. Как если бы на получившем пробоину и тонущем Титанике пассажиры были озабочены комфортом и пожарной безопасностью в каютах.
Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.
С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества (см. схему рис. 2.1). Между личностью и сообществом, в котором для совокупности личностей безопаснее, возникает конфликт (жирная стрелка на схеме между безопасностью личности и безопасностью сообщества). В критических ситуациях члены сообщества для его выживания (т.е. для выживания большинства его членов) бывают вынуждены жертвовать своими интересами, включая жизненно важные. Этот конфликт имеет фундаментальный характер, он испокон веков находится в центре внимания религий, философии, искусства, морали и нравственности. Это конфликт добра , под которым подразумеваются интересы большинства членов сообщества, и зла , которым принято считать интересы личности, противоречащие интересам сообщества. Он является источником личных трагедий. Непонимание диалектики этого конфликта часто приводит к одностороннему истолкованию выдающихся исторических событий. Из них очевидны военные ситуации, когда выживание народов определяется способностью людей жертвовать своей жизнью ради победы над врагами. Однако спустя какое-то время эти жертвы начинают некоторым казаться непонятными, а то и выдуманными: что двигало Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым или Олегом Кошевым? Вообще, мол – всё это расписанные журналистами пропагандистские легенды!
Возможность разрешения конфликта добра и зла в пользу сообщества (хотя первыми для личности всегда являются её интересы: «своя рубашка ближе к телу») оказалась предусмотренной Природой с помощью заложенной ею в человека потребности в уважении . С помощью этой потребности интересы сообщества преобразуются в первые личные интересы (на схеме стрелка между потребностью в уважении и жирной стрелкой конфликта).
Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении (на схеме рис. 2.1 вторая ломаная стрелка слева вниз), а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.
Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В дополнение к структуре взаимодействия базовых потребностей человека полезно отметить их связи с такими явлениями, как конкуренция и развитие. На схеме эти связи обозначены пунктирными стрелками. Конкуренция возникает на индивидуальном уровне – в соревновании личностей за уважение в сообществе, за место в его иерархии. На уровне сообществ конкуренция определяет жизнеспособность данного сообщества. Именно конкуренция стимулирует развитие сообщества в целях обеспечения и повышения уровня его безопасности. Развитие является инструментом обеспечения безопасности, оно вторично. А осуществляется развитие творчеством, самореализацией членов сообщества и условиями, которые создаёт сообщество для самореализации. Там, где больше свободы - для полезной самореализации – там выше уровень развития и безопасности сообщества.
Краткий итог. Базовые потребности человека, определяющие мотивацию его действий и заложенные Природой, исходят из коренной потребности в безопасности и служат наибольшему её удовлетворению. Безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
2. БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОРЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.
Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.
Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».
Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.
Потребность в безопасности занимает первое место среди тех, что отличают человека от остального живого мира:
1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода…), 2. Потребность в безопасности,
3. Потребность в любви и в социальных связях, 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества,
5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.
Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.
Очень важное замечание сделал «мастер психологии» А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».
Под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.
Это обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию: современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли, представляют собой страшную по возможным последствиям угрозу - вроде невидимой радиации.
Когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности, население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса. Высшие потребности не только возникают после удовлетворения потребности в безопасности, но и служат для более полного её удовлетворения.
Поясним. Личность, т.е. человеческий индивид с личными особенностями, удовлетворяет свою потребность в безопасности действиями по защите от обнаруженных им угроз, как инстинктивными, так и разумными. Но не только. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества. Не требует особых доказательств, что вместе - безопаснее.
Так вот: стремление к объединению заложено следующей потребностью человека – потребностью в социальных связях.
С объединением людей в сообщество появляется новая забота – обеспечение безопасности этого сообщества. Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.
Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации. эгоистических интересов.
И вот: конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.
Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.
Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством. Но, как оказывается, уважения окружающих людей и государственных структур для надёжности действия названного механизма недостаточно. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.
История показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Ни одно «гражданское» общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтролировать выполнение этих законов своими гражданами.
Непобедимый принцип «своя рубашка ближе к телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов, в том числе вопреки интересам общества. Такая ситуация делает неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствующийся в первую очередь своими эгоистическими интересами.
Религия же, вера во Всевышнего, и созданная религиозными канонами мораль посадили «надсмотрщика» в виде совести в голову каждого верующего.
Он отвечает за свои поступки, за их соответствие моральным общественным меркам непосредственно перед Всевышним, обмануть которого невозможно. Можно сказать, верующему нужно уважение не только людей, которых можно и обмануть («не пойманный – не вор»). Получается, что и следующая за потребностью в социальных связях потребность в уважении, служа укреплению объединения людей, тоже «работает» на безопасность. Наконец, самая высшая потребность человека – потребность в развитии – также способствует наиболее полному удовлетворению потребности в безопасности.
Развитие человека позволяет ему приспосабливаться к естественному развитию окружающей среды, как части постоянно изменяющейся природы. А присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные. Т.О., получается, что потребность в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» остальные базовые потребности. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной. Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.
Потребность в продолжительности жизни.
Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека, укорачивается реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.
Поэтому фактическая продолжительность жизни, будучи зависимой от природной видовой (биологической) величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности. При этом для человека, жизнь которого всегда неразрывно связана с жизнью его сообщества, есть три показателя:
· биологическая продолжительность жизни человека вообще, · индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности, · средняя продолжительность жизни в данном сообществе.
Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять.
Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.
После этого данный индивид природе не нужен, поскольку и функции и воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния человека 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разбросы принятых данных положить запас то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет.
«Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой (и природы?) для свободной творческой деятельности личности на благо общества
Значительная часть людей до биологического предела не доживает.
Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях.
Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.
Однако уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.
В целом, если иметь в виду среднюю продолжительность жизни человека на планете, уровень безопасности человечества до настоящего времени постоянно возрастал.
Безопасность как результат жизнедеятельности
Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз; б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды;
в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.
Жизнедеятельность, направленная на обеспечение безопасности, потенциально опасна; опасности от жизнедеятельности традиционно доводятся до приемлемого уровня с помощью метода проб и ошибок.
Аксиома: «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».