Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Философии
Реферат на тему:
Учение Аристотеля о государстве и его современное значение
студентки 3 курса 3176 группы
Плеховой Натальи Сергеевны
Проверил: доцент,
Абрамова Лариса Петровна
Санкт-Петербург
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Государство по Аристотелю…………………………………………4
1.1 Сущность государства в философии Аристотеля………………………..4
1.2 Аристотель о государстве………………………………………………….10
Глава II. Идеальное государство у Аристотеля и его современное значение.14
1.1. Проект идеального государства………………………………………….14
1.2 Современное значение учения Аристотеля о государстве………………19
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………….22
Введение
Древнегреческая философия была очень широкой наукой, объединявшей в себе практически все отрасли знания. Она включала в себя и то, что мы называем сейчас естествознанием, и собственно философскую проблематику, и весь комплекс современных гуманитарных наук – филологию, социологию, культурологию, политологию и т.д. Учение об идеальном государстве относится как раз к сфере политологии. Древнегреческих философов, особенно в поздний период, куда больше интересовали проблемы человека, смысла его жизни, проблемы жизни общества, нежели естественнонаучная проблематика.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.
Эта тенденция наметилась ещё начиная с Сократа, и окончательно сформировалась у Платона, которого практически не интересовали “физические” проблемы. Аристотель, хотя и являлся основоположником развития естественнонаучного знания, и вся средневековая естественная наука базировалась на системе Аристотеля, но тем не менее, будучи универсальным философом, он уделял в своей системе место проблемам человеческого общества и государственного устройства.
Глава I. Государство по Аристотелю.
1.1. Сущность государства в философии Аристотеля.
Сущность государства и политики Аристотель раскрывает через её цель, а она, по мнению философа, самая высокая - воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики - благо, притом справедливое, то есть общее благо». Поэтому политик должен искать наилучшего, т. е. наиболее отвечающего указанной цели, политического устройства.
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного
влечения людей к общению: «Мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение». Первым видом общения является семья, из нескольких семей появляется род, селение, а объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития.
Всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причём больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство.
Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития.
Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.
Государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в
отношении добродетели. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует семье и селению, т. е. является целью их существования.
«Государство не есть общность местожительства, оно не создаётся для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, ещё не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни».
Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества - численное превосходство массы.
Государственное устройство , по Аристотелю, – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую
очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления, а последний и есть государственное устройство: «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления.
Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.
Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит «столкновение прав», ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и достойные, а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущества перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.
Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются, прежде всего, тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править правильно и неправильно.
Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые - меньшинство, то деление по имущественному
признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные и три неправильные.
Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С данной целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки, а также причины государственных переворотов.
Правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них - тирания, олигархия и демократия.
Наилучшей формой правления Аристотель называет политию . В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.
Среди признаков политии выделяются следующие:
· преобладание среднего класса;
· правит большинство;
· торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав;
· умеренный имущественный ценз на правящие должности.
Монархия - древнейшая, «первая и самая божественная» форма
политического устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона; такой человек «как бог между людьми», «попытаться подчинить их … закону … смешно», «они сами закон».
Аристократией по справедливости можно признавать только тот вид
государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин – одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к данному государственному строю.
Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные – евпатриды.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образование
«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
Факультет Истории и п рав а
Реферат
на тему:Аристотель о государстве
Выполнил: Мырзаканов Нурмат
Введение
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвящённых изучению государства и общества, занимает, трактат «Политика».
Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются во второй книге «Политики», в большей или меньшей степени связаны с реальной жизнью греческих полисов, что и даёт право современным исследователям использовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторон бытия этих полисов.
Выбранную мной тему исследовали разные учёные, однако следует остановиться только на некоторых из них. Так, Блинников А. К. в своей работе рассмотрел деятельность Аристотеля. Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство, выявление основных элементов государства.
1 . Аристотель о государстве
Аристотель в своём творчестве предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).
В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.
Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», - утверждает Аристотель. Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.
По Аристотелю, человек политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни, «человек по природе своей есть существо политическое». Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуёмна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой. Ставя всё на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.
Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Аристотель выделяет следующие элементы государства:
· единая территория (которая должна быть небольшой по размеру);
· коллектив граждан (гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти);
· единый культ;
· общий запас;
· единые представления о справедливости.
«Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны
прежде всего сказать об организации семьи. Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы».
Аристотель выделял три вида общения в семье:
· власть мужа над женой;
· власть отца над детьми;
· власть домовладыки над рабами.
Рабство одинаково полезно и рабу и господину. При этом «власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива».
Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д.
Таким образом, Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.
Рассмотрение различных теорий государственных устройств Аристотель начинает с анализа проекта Платона. Он особо подчёркивает трудность осуществления этого проекта на практике, подвергая критике теоретическую позицию Платона - его стремление ввести в государство полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью. В «Законах» Платона Аристотель находит произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными затруднениями и нежелательными результатами.
Государственное устройство (politeia) - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть - в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».
«Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления»1, - замечает Блинников А. К.
Форма государства определяется числом властвующих, (один, немногие, большинство). Различаются правильные формы правления - в них правители имеют в виду общую пользу (заботятся о благе народа) и неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своём личном благе.
Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, «мы обыкновенно называем царской властью»; власть немногих, но более чем одного - аристократией; а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, - полития. «И такое разграничение оказывается логически правильным».
Правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них тирания, олигархия и демократия.
Схема Аристотеля может показаться искусственной, если не принимать во внимание того, что все 6 терминов были в ходу у греков в 4 в. до н. э. Вряд ли существовали серьёзные разногласия о том, что понимать под царской властью, тиранией, аристократией, олигархией, демократией. Платон в «Законах» говорит обо всех этих видах как о чём-то общеизвестном, не требующем пояснения. «Аристотель стремится сделать свою схему гибкой, способной охватить всё многообразие действительности»
Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства; во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др.
Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов. Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Аристотель выделяет такие признаки политии, как: умеренный имущественный ценз на правящие должности; правит большинство; избрание путём голосования; торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав; преобладание среднего класса. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эгалитаризма). Эгалитаризм - это установление среднего размера дохода. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Из неправильных форм правления тирания - наихудшая: «Тирания, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения». Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Олигархия - тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих.
Одним из правильных видов государственного устройства является царская власть - монархия. Существует несколько видов монархий: пожизненная стратегия, которая бывает либо наследственной, либо выборной; эсимнетия, т. е. выборная тирания; варварская монархия; и, наконец, царская власть героических времён, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом. «Пятым видом царской власти будет тот, когда один человек является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет общими делами то или иное племя или государство. Такого рода царская власть есть как бы власть домохозяйственная: подобно тому, как власть домохозяина является своего рода царской властью над домом, так точно эта всеобъемлющая царская власть есть в сущности домоправительство над одним или несколькими государствами и племенами».
Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью. Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорождённых людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря их добродетели. Наконец, при осуществлении начала политии народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами.
Аристотель различает несколько видов демократии и олигархии, которая является «оборотной стороной» наилучших государственных форм. Характерным отличием, так называемого первого вида демократии служит равенство. Равенство же состоит в том, что «ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чем каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но те и другие равны». Другой вид демократии - тот, при котором занятие должностей обусловлено, хотя бы и невысоким, имущественным цензом. Обладающий им должен получить доступ к занятию должностей, потерявший ценз лишается этого права. Третий вид демократии - тот, при котором все граждане, являющиеся бесспорно таковыми по своему происхождению, имеют право на занятие должностей, властвует же закон. Четвертый вид демократии - тот, при котором всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки закон. При пятом виде демократии все остальные условия те же, но верховная власть принадлежит не закону, а простому народу. Это бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь постановления народного собрания, а не закон. Достигается это через посредство демагогов.
Отличительный признак первого вида олигархии состоит в следующем: занятие должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный ценз, что неимущие, хотя они представляют большинство, не допускаются к должностям; последние доступны только тем, кто приобрел имущественный ценз. Другой вид олигархии - тот, когда доступ к должностям также обусловлен высоким имущественным цензом и когда люди, имеющие его, пополняют недостающих должностных лиц путем кооптации; если это производится из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократический оттенок; если же только из ограниченного числа, то олигархический. При третьем виде олигархии сын вступает в должность вместо отца. Четвертый вид - когда имеется налицо только что указанное условие и когда властвует не закон, а должностные лица; этот вид в олигархическом строе - то же, что в монархическом тирания, а в демократическом - то, что мы назвали крайним его видом». Такого рода олигархию называют династией.
Аристотель «был хорошо знаком с жизнью трёх разнородных по своему устройству и удельному весу государств: Афин, Македонии и своеобразного Атарнейского государства». В управлении последнего он принимал участие в качестве члена кружка философов, который организовался вокруг правителя Гермия. В качестве воспитателя наследника македонского престола Аристотель имел возможность вблизи наблюдать политическую жизнь Македонии. Наконец, долгое время проживая в Афинах, он видел пред собой классический образ демократического полиса. Поэтому без знакомства с данными государствами Аристотель не смог бы определить виды демократии и олигархии. Теперь рассмотрим аристократию. Аристократией по справедливости можно признавать только тот вид государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин - одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к данному государственному строю. Там, где государственное устройство считается и с богатством, и с добродетелью, и с народом, как, например, в Карфагене, это и есть аристократический строй; там, где принимаются в расчет только два из указанных условий, т.е. добродетель граждан и народ, как, например, в Лакедемонском государстве, получается смешение двух видов - демократического и основанного на добродетели. Таким образом, аристократическое устройство помимо его первого и наиболее совершенного вида имеет еще две указанные разновидности. Третьей же являются те виды так называемой политии, которые больше склоняются к олигархии. «Большинство полагает, - говорит Аристотель, - что счастливое государство должно быть большим по своим размерам». Однако он с этим утверждением не согласен: «Опыт подсказывает, однако, как трудно, чтобы не сказать невозможно, слишком многонаселенному государству управляться хорошими законами; по крайней мере мы видим, что все те государства, чье устройство слывет прекрасным, не допускают чрезмерного увеличения своего народонаселения». Таким образом, ясно, что наилучшим пределом для государства является следующий: возможно большее количество населения в целях самодовлеющего его существования, притом легко обозримое. «Вот как мы определяем величину государства». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создаёт умеренный климат Эллады.
Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны «по половине» и даже «с уклоном в сторону демократии», аристократические элементы в государстве получили явное преобладание. В качестве примеров смешанного государственного строя в «Политике» названы аристократическая Спарта, Крит, а также «прародительская» демократия, введённая в Афинах реформами Солона.
государство политика власть общество
Заключение
Итак, мы рассмотрели взгляды Аристотеля на государство, выявили основные элементы государства, виды государственного устройства. Политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города государства как политического общения свободных и равных людей. Государство по Аристотелю - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.
Список используемой литературы
1. Аристотель. Сочинения. М., 1984, т. 4, с. 650.
2. Блинников А. К. Великие философы. М., 1998, с. 510
3. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Политические и правовые взгляды софистов. Взгляды Платона на государство и право. Римские юристы о праве и его видах. Формы правления по Аристотелю. Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме. Классификация форм правления государства Цицерона.
реферат , добавлен 11.02.2014
Исследование вклада древнегреческих авторов в социально-политические и экономические теории. Анализ и сравнение точек зрения Аристотеля и Цицерона на существование и роль государства. Демократия - неправильная форма правления. Идеальная форма правления.
эссе , добавлен 12.05.2015
Политико-правовые учения Древней Греции как истоки европейского понимания права, политики государства. Сущность теорий Платона и Аристотеля о государстве, виды и особое значение государственных форм, их актуальность и применение в современном обществе.
курсовая работа , добавлен 23.11.2010
Политические и правовые учения аристократии. Прообраз идеального государственного строя для Платона. Главная причина смены форм государства по Платону. Философские воззрения Аристотеля. Задачи политической теории по Аристотелю. Наследие Эрнеста Манделя.
реферат , добавлен 25.07.2010
Политические и правовые учения Древней Греции и Рима. Взгляды Платона, Аристотеля, Цицерона на государство и право. Неправильные формы государства. Состав римского права, его деление на публичное и частное. Классификация форм правления государства.
презентация , добавлен 18.02.2015
Изучение сущности государства и понятия собственности в философии Аристотеля. Основное назначение политики, которая, с его точки зрения, должна ориентироваться на достижение общего блага, а ее главная цель - достижение справедливости. Политическая этика.
реферат , добавлен 12.06.2011
Стабильность политической системы, политическое развитие. Формы государственного правления, устройства, политического режима. Типы государства. Правовое государство и гражданское общество. Генезис, сущность и функции государства. Политическая теория.
контрольная работа , добавлен 31.08.2008
"Полис" - объект политической науки в античную эпоху. Рабовладение в Древней Греции как основа экономической жизни. Нравственно-этический аспект учения Аристотеля. Понятие конфликта и критерии его решения. Проблема конфликторазрешения в "Политике".
дипломная работа , добавлен 08.11.2017
Положения социологических и политических взглядов Аристотеля и Платона с целью их соотношения с современным социологическим и политическим знанием, историческим опытом государственной власти и практическим применением их идей в рамках правления.
реферат , добавлен 14.03.2015
Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.
По учению Аристотеля о государстве, человек живет не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни – половые и кровные связи, язык, врожденные нравственные инстинкты связывают его с другими людьми. Он нуждается в них для наиболее успешной защиты от опасностей, для удовлетворения насущных нужд, а также и просто для удовлетворения своих социальных инстинктов. Человек, учит Аристотель, нуждается в общении с подобными себе не только для поддержания и улучшения своей телесной жизни, но также и потому, что лишь в человеческом обществе возможно хорошее воспитание и упорядочение жизни правом и законом.
Аристотель. Скульптура работы Лисиппа
Совершенное общество, обнимающее в себе все другие формы общества, есть государство – «полис». Цель этого совершенного общества – не исключительно экономическая. Согласно учению Аристотеля, государство не есть экономическая ассоциация, и цель, которую оно преследует, не заключается в охране частных интересов. Цель государства есть высшее благо вообще – «эвдемония», счастье граждан в совершенном общежитии, общение в счастливой жизни. Поэтому цель государства заключается не в завоеваниях или войнах, но в добродетели граждан и совокупности всех средств, необходимых для ее осуществления; как и у Платона , гуманное воспитание граждан в добродетели является главною задачею государства.
Аристотель считает, что государство стоит выше семьи, выше частных лиц; оно относится к своим членам как целое к частям; оно есть первое по своей природе. Но во времени, в порядке возникновения – семья и община предшествовали государству. Сначала под влиянием естественного влечения образовалась человеческая семья, потом под давлением различных обстоятельств семьи сплотились в общины («хоры»), из которых при дальнейшем развитии человеческого общества образовались государства.
Своей «Политике» Аристотель, по-видимому, предпослал целый ряд подготовительных трудов : он подверг обстоятельной критике политические сочинения Платона , а также и конституции различных народов.
Граждане участвуют в государственном управлении, в суде, в войске; но из числа полноправных граждан исключаются купцы, ремесленники, земледельцы. Ремесло и торговля признаются в учении Аристотеля низкими занятиями, несовместимыми с политическою добродетелью; земледелие также отнимает необходимый для нее досуг. Поэтому земля обрабатывается рабами или оброчными периэками , а недвижимая собственность находится частью в руках государства, частью в руках полноправных граждан, чтобы они имели нужный достаток для развития в себе добродетели и для попечения о государстве. С другой стороны, эти граждане воспитываются государством. В учении Аристотеля развивается подобный педагогический проект общественного воспитания граждан, сходный во многом с проектом Платона (цель этического и теоретического развития посредством эстетического воспитания).
Аристотелевский метод изучения государства - расчленение его как сложного целого на составные элементы, разбор свойств каждого из них, анализ государственных форм и жизнедеятельности целого государства в зависимости от различных комбинаций его элементов.
Государство есть нечто сложное, состоящее из множеств разных неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения, каждая часть стремиться взять власть в свои руки и установить свою форму правления. Например, форма государства зависит от того, кого считают гражданином. Люди - неодинаковы. Каждый знаток своего дела, ибо один человек наилучшим образом может делать что-то одно. Кроме того, цель, интересы и характер деятельности каждого человека зависят от его имущественного положения, который можно рассматривать как критерий для анализа того социального слоя, к которому он принадлежит.
Положение человека в обществе определяется собственностью. Бедные и богатые оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса одного или другого элемента устанавливается и соответствующая форма государственного стоя.
Аристотель выделяет три социальных слоя граждан - крайне богатые, крайне бедные и средние, стоящие между теми и другими. Он враждебен по отношению первым дум.
В основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественная страсть к наживе. В этом проявляется не их стремление к благой жизни, а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к утолению этой жажды. Ставя все на алтарь личной наживы, люди первой категории попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того чтобы жить вообще, но для того, чтобы жить счастливо.
Бедные - вечно всем недовольны и готовы бунтовать.
Государство должно приносить людям благо – что означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении добродетели. Счастливая жизнь справедлива. Справедливость состоит в равенстве для равных граждан, и неравенстве для неравных.
Различия в добродетелях людей порождают различные государственные устройства. Люди неравны по природе, и непонимание своей природы ведет к порче нравов и злоупотреблениям.
Политические формы можно делить по количественному(количество правящих) и качественному (в чьих интересах осуществляется правление) критерию. Государства различаются по тому, в чьих руках власть. В зависимости от того, кто ее олицетворяет, политическая система определяется числом влавствующих - один, немногие, большинство. Аристотель различает правильные и неправильные формы государства, вне зависимости от того, кто правит. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Так как обычно бедные в государстве составляют большинство, а богатые меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с признаком количественным. В результате получается
6 форм государственного устройства. Три правильные, чистые, совершенные формы (монархия, аристократия и полития – правители ориентированы на общую пользу) и три неправильных, отклоняющихся (тирания, олигархия и демократия – правители ориентированы исключительно на личное благо). В свою очередь, каждая форма имеет свои подвиды, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов. Например, демократия, как перевес бедных в сфере власти, имеет несколько разновидностей: умеренная цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных, господстве закона, или охлократия- власть толпы.
Впервые у него-идея умеренных, смещанных режимов, сочетающих достоинства различных форм правления –полития. Идея о смешанных формах правдения стала фундаментальнойв политической науке (предидентское правление сегодня-превращенная форма единоличной власти, которая ограничиыается конституцией).
Монархия - древнейшая, первая форма политического устройства. Различные виды царской власти - патриархальная и абсолютная. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех остальных. Такой человек возможен, но для него нет закона, он как бог между людьми, он сам закон. Монархия вырождается в аристократию или политию.
Аристократия – предпочтительнее монархии. Власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами и эта форма возможна там, где такие достоинств ценятся народом. Личное достоинство обычно свойственно благородным - значит, при аристократии правят благородные -евпатриды.
Полития – власть большинства(имущесмтвенный и образовательный ценз). Отражает интерсы среднего класса, умеренного в своих требованиях и олицетворяющего граждансткие болести (благоразумие, умеренност, рассужительность) Большинство имеет общую для всех добродетель- воинскую, поэтому республика состоит из людей носящих оружие. Они по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанных на законе. Они могут быть бедны, но, не смотря на это, занимать правительственные должности, если того достойны. Большинство обладает определенным преимуществом перед меньшинством. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше чем меньшинство. Многие лучше не порознь, а все вместе, ибо каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, а все вместе видят целое, но при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо если исходить из личного достоинства, богатства или происхождения, то всегда будет самый достойный, самый богатый и благородный, поэтому господство достойных, богатых и благородных неустойчиво, власть же большинства более самодавлеюща. Полития переходит в олигархию,
Тирания – тираническая власть не согласна с природой человека. Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана. Тирания сменяется демократией то есть тупиком общественного развития.
Олигархия – как и аристократия, власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Олигархия, как власть немногих, становясь властью одного, превращается в тиранию, а становясь властью большинства- в демократию.
Демократия – самая сносная из всех худших форм политического устройства. Она основана на законе. В ней количественный принцип подчиняет имущественный - власть большинства не только свободных, но и бедных.
Каждой государственной форме соответствует свое понятие «гражданин», свои основания наделения граждан политическими правами. С изменением понятия «гражданин» изменяются принципы справедливости, форма государства, так же как и характер верховной власти. Каждый из принципов относительно оправдан, но их абсолютизация ошибочна.
Различные формы правления могут претерпевать кризисы, изменения.
Причины социальных возмущений и переворотов заключены в отсутствии надлежащего равенства. В их основе лежит нравственная порча. Перевороты сопровождаются сменой государственных форм. Они оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующие в одном случае, руководствоваться количественным равенством, а в другом, равенством по достоинству. Так демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.
Олигархия, как власть немногих, становясь властью одного, превращается в тиранию, а становясь властью большинства- в демократию. Монархия вырождается в аристократию или политию. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания демократией то есть тупиком общественного развития.
В учении о государственных переворотах Аристотель исследует разрушительные элементы, присущие каждой государственной форме и средства их нейтрализации
Аристотель различает два вида социальной справедливости - уравнительную и распределительную .
Уравнительная справедливость является простым арифметическим равенством и действует в области гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.
Геометрическое равенство (распределительная справедливость) предполагает распределение благ по достоинству, в соответствии с вкладом в общее дело (от каждого по способностям, каждому по труду). Возможно как равное, так и не равное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами).
Таким образом, несовершенства общества исправляются двумя способами - выравниванием жизненных стартов в начале жизни и уравниванием социальных результатов в конце жизненного пути.
Платон был сторонником уравнительной справедливости. Он ограничивал потолок оплаты труда и вознаграждений, то есть ставил планку в конце, на вершине карьеры.
Аристотель наоборот, запрещает верхние ограничения, считая более конструктивным геометрическое равенство (и Платон и Аристотель выключали из своих систем рабов).
Справедливость состоит в равенстве для равных, и неравенстве для неравных. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Смешно говорить о вредности частной собственности, обобществлении жен, детей, имущества – подобные меры приведут к уничтожению государства. Наоборот, для стабильности общества необходимо пропагандировать частную собственность для всех классов, так как на ней покоится благополучие среднего класса. Частная собственность может принадлежать любому гражданину. Она не вредит нравам, а лишь развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное из них - стремление к деньгам. При коллективной собственности – большинство озлоблено и живет в нищете (что прекрасно иллюстрирует современное российское общество).
Идеальное государство Аристотеля, где достигается благо и справедливость – Полития.
Она не только особая государственная форма или порядок управления (редкая, но реальная), но и общее понятие, теоретическая конструкция политической формы властвования вообще.
В ходе обоснования своего идеального проекта Аристотель отмечает, что полития- логическое построение и в ней нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдаемым фактам, доступным исследованию через опыт.
Полития должна приносить людям благо – что означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении добродетели. Счастливая жизнь справедлива. Справедливость состоит в равенстве для равных граждан, и неравенстве для неравных.
Полития мыслиться как соединение положительных черт олигархии и демократии, свободное от их недостатков и крайностей. Элементы политии, которые проявляются в объединении интересов зажиточных и неимущих, в сочетании элементов богатства и свободы, характерны для большинства правильных государств, то есть они вообще свойственен политическому общению.
В полити большинство правит в интересах всеобщей пользы. Все остальные государственные формы являются отклонениями от нее.
Полития – «средняя» форма государства и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - превалирует умеренность, в имуществе- средний достаток, во властвовании- средний класс. Государство состоящее из средних людей будет иметь и наилучшую государственную форму.
Полития Аристотеля состоит из трех социальных классов, при этом опорой государства и порядка является средний класс . Кроме него существуют - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Последние два класса имеют существенные недостатки:
· богатая плутократия приворовывает от власти
· неимущий пролетариат вечно всем недоволен и готов к бунту (ему нечего терять, кроме своих цепей).
В такой ситуации управление государством оптимально при выполнении трех условий:
2. Ограничение эгоистических интересов богатых . Под основной проблемой верхнего класса Аристотель понимал отсутствие контроля сверху, что приводило к непомерным политическим амбициям и эгоистическим интересам. Богатые обладают привилегированными стартовыми позициями, благодаря узаконенному праву наследования. Но общество оказывается нестабильным, если появляется множество людей, которое не работает, но имеет много денег. Людей, которым многое дозволено от рождения, могут обуздать только те, кто находится внизу - общественность, средний класс. И сегодня если у среднего класса есть реальные механизмы влияния на власть, общество более стабильно и демократично (у Платона все ограничивалось приобщением правителей к изящным искусством, что было утопией уже для Аристотеля, не говоря уже о нас). Аристотель надеялся не на правителей, но на силу среднего класса, который заинтересован в стабильности, имеет мощную мотивацию к сохранению общества, предоставляющего ему возможности самостоятельно добиваться улучшения социального положения и материального благополучия.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Казанский (Приволжский) федеральный университет 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей. Самая правильная форма правления – это полития, в которой средний класс доминирует во всем.
Ключевые слова: Аристотель; полития; форма государства; право
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий мыслитель-энциклопедист, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель Ликея (в другой транскрипции – Лицея, или перипатетической школы), основоположник формальной логики. Именно Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Около 20 лет Аристотель учился в Академии Платона, а затем в значительной степени отошел от взглядов учителя, заявив: «Платон мне друг, но истину следует предпочесть». Родина Аристотеля – греческий город-полис Стагира во Фракии, поэтому иногда Аристотеля именуют Стагиритом. Научная судьба Аристотеля является поистине выдающейся, он остается, пожалуй, самым актуальным и читаемым автором в течение многих сотен лет.
Шарль де Голль (1890–1970 гг.), президент Франции, генерал, писал в свое время: «…в основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля» . Авторитет Аристотеля был настолько велик, что до начала Нового времени ссылались на работы Аристотеля как на нечто незыблемое и вне всяких сомнений. Так, когда некоему иезуитскому профессору (XVIII в.) предложили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна, он ответил астроному Кирхеру: «Бесполезно, сын мой. Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А следовательно, таких пятен нет» .
Среди работ Аристотеля, которые составляют так называемый «Аристотелев корпус», необходимо выделить следующие циклы:
– логика (Органон): «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика» и др.;
– о природе: «Физика», «О душе», «О памяти и воспоминании» и др.;
– метафизика: «Метафизика»;
– этика и политика: «Никомахова этика», «Политика», «Афинская полития» и др.;
– риторика: «Риторика» и др.
Так, при написании «Политики» (ок. 329 до н.э.) Аристотель проделал гигантский труд, изучив вместе со своими учениками конституции 158 греческих полисов (!). В основу работ Аристотелем были положены сравнение и анализ доступных ему действующих базовых законов городов-государств. До этого времени подобного рода попытки сопоставления законодательства не то что не предпринимались, а просто никому не приходили в голову. Тем самым Аристотель заложил основы будущей методологии политической науки.
О государстве
Поскольку началом политики у Аристотеля выступает этика, потому объектами политической науки являются прекрасное и справедливое.
Аристотель считает государство политической организацией общества, продуктом естественного развития и одновременно высшей формой общения, а человека, – соответственно, существом политическим. «Государство, – убеждает он, –принадлежит к тому, что существует по природе... и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек... такой человек по своей природе только и жаждет войны…
Во всех людей природа внесла стремление к государственному общению, и первый, кто организовал это общение, оказал человеку величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейший из живых существ и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех» .
«Поскольку всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» .
Политика –наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.
Аристотель подвергает критике коммунистический проект идеального государства Платона, в частности за его гипотетическое «монолитное» единство. В противоположность Платону Аристотель утверждает, что общность владения, учрежденная в коммуне, совсем не уничтожает основу общественного раскола, а наоборот, многократно ее усиливает. Естественно, присущий человеку эгоизм, попечение о семье, забота прежде о своем, нежели общем, – объективная реальность государственного бытия. Отрицающий семью и частную собственность коммунистический, утопический проект Платона лишает необходимой побудительной силы политическую активность личности .
А предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства. Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Будучи приверженцем рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, «кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее». При этом рабство у Аристотеля этически оправданно, ведь раб лишен добродетели. Вместе с тем, отношения господина и раба являются, по мысли Аристотеля, элементом семьи, а не государства.
Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, поэтому и участие в управлении государственными делами должно быть общим. «Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо» . Иными словами, цель государства – достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей.
Аристотель продолжает учение Платона о государстве как объединении людей для взаимопомощи и сотрудничества, политике как искусстве обеспечивать людям наивысшую справедливость и о праве как наиболее полном и совершенном ее выражении. Право олицетворяет политическую справедливость. Следовательно, первостепенная задача права – охрана жизни, собственности каждого человека. Закон должен соответствовать, по мысли Аристотеля, политической справедливости и праву. Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Общество не может существовать без законов и права: «человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех». Аристотель оправдывает правовое принуждение: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести» .
Если Платон – мыслитель радикальный, бескомпромиссный, любит крайности, в трудах – полет фантазии, смелость, изысканный стиль, то Аристотель – противник всяких крайностей, сторонник середины во всем, его правило – основательность и обоснованность исследований в любой области .
«В каждом государстве есть три составные части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие – вследствие подлости.
Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая появляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами» .
Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае – сильнее обеих крайностей или, во всяком случае, каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной, а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей. Ведь тирания образуется как из чрезвычайно распущенной демократии, так и из олигархии, значительно реже – из средних видов государственного строя и тех, что сродни им.
О форме государства
Форме государства в учении Аристотеля придается определяющее значение. Она включает в себя форму государственного строя, вид государственного правления, зависящий от конкретных условий той или иной страны или народа. Те формы (монархия, аристократия, полития), при которых властвующие имеют в виду общую пользу, являются правильными. Те (тирания, олигархия, демократия), которые имеют в виду лишь благо правителей, – неправильными.
«Правильность» строя у Аристотеля совершенно не зависит от количества правящих. И в этом проявляется еще одна особенность учения мыслителя.
Самая правильная форма – это полития, в которой большинство правит в интересах общей пользы. Полития– это конституционная умеренно-демократическая республика, руководители которой способны соединить свободу с порядком, мужество с мудростью. Полития – это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм: олигархии и демократии. Итак, принцип создания идеальной формы правления – смешение двух неправильных форм. Аристотель так описывал политию: она «встречается крайне редко и у немногих».В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость» . Ибо олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных.
«Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, отклонение от политии – демократию, отклонение от демократии – охлократию », – так писал Аристотель.
О риторике
Платон невысоко оценивал риторику: «неистинное искусство», «жонглирование словами»; Аристотель же посвящает ей целую работу, одноименно названную, где обсуждает в деталях содержание публично произносимой речи, стиль, манеру выступления оратора. Он считает, что надо учить ораторскому искусству, ибо это есть, по его мнению, часть гражданского воспитания . Политика может стать достоянием всех граждан во многом благодаря ораторскому красноречию. Отточенное ораторское искусство должно быть поставлено на службу воспитания политической культуры, законопослушного поведения, высокого уровня правосознания.
Аристотель изменил стиль изложения политико-правовых идей – на смену диалогам Платона пришел научный трактат Аристотеля. Именно с Аристотеля берет начало преподавание государствоведения. Аристотель – основатель политической науки и главный разработчик ее методологии.
Так получилось, что до нас дошли не все работы Аристотеля. Более того, некоторые из сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их современном виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля . Вместе с тем остается только строить версии, что могло содержаться в утерянной части рукописей Аристотеля.
Библиографический список
История государственно-правовых учений / отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. 672 с.
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2005. 495 с.
Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 412 с.
Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.
Мыслители Греции. От мифа к логике: сочинения / сост. В.В. Шкода. М.: Изд-во Эксмо-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. 832 с.
Правовая мысль: антология / автор-сост. В.П. Малахов. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 1016 с.
Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: Изд-во АСТ, 1998. 656 с.
Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%E8%F1%F2%EE%F2%E5%EB%FC (дата обращения: 23.12.2012).