О пользе чтения известно всем. Чем больше мы читаем, тем больше расширяем запас слов, эрудицию, укрепляем навыки письма и способность правильно говорить. И нет предела совершенству. Книга «Одна привычка в неделю» даст советы о том, как читать эффективнее.
Поставьте перед собой цель
Поставьте себе цель прочесть определенное количество книг за конкретный отрезок времени. Например, две книги в месяц или двадцать четыре за год. Какой бы ни была ваша цель в количественном выражении, она должна быть реалистичной, чтобы вы не утратили радость чтения. Вы должны хотеть читать, а не испытывать страх перед чтением. Можно создать дневник и фиксировать в нем прочтение каждой книги и мысли, которые у вас при этом возникли. Ведение записей создаст у вас ощущение законченности от чтения.
Правильно планируйте время для чтения
Определите для себя наиболее подходящую часть дня, когда вы можете посвятить чтению хотя бы 20 минут. Чем больше времени вы сможете уделить чтению, тем лучше для вас. Чтение перед сном обычно снимает напряжение дня и способствует нервной разгрузке.
Путь к успеху: читайте минимум по 20 минут в день
Держите книги поблизости
Чтобы развивать в себе привычку к постоянному чтению, следует всегда держать книги возле себя. Носите их в сумке или портфеле. Держите в машине. Если у вас есть 5–10 минут свободного времени (хоть в приемной у врача), вы можете посвятить его чтению. Довольно часто в таких ситуация выручает электронная книга или соответствующее приложение на смартфоне.
Развивайте ваши литературные вкусы
Если читаете исключительно деловую литературу, то познакомьтесь с новинками жанра фикшн. Вы не только познакомитесь с новыми идеями, информацией и литературными стилями, но и, возможно, найдете для себя новые интересы.
Будьте открыты к новым литературным приключениям.
Также изучайте других людей. Это даст вам идеи для более продуктивного чтения, а также поможет отыскать интересные книги.
Вступите в книжный клуб
Почему бы вам не вступить в или не создать собственный? Принадлежность к клубу позволит вам развиваться интеллектуально, поскольку на его заседаниях вы будете участвовать в обсуждении интересных и незнакомых произведений. Это станет для вас дополнительной мотивацией к эффективному чтению.
3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.
4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что
в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.
5. Если подлинная рассеянность – это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
Способы фиксации прочитанной информации
Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.
Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.
1. Конспектирование
Конспект – краткая запись содержания прочитанного.
Принципы составления конспекта
1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.
2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.
3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.
4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.
5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»
2. Составление аннотации
Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.
Структура аннотации:
2. Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) … 3. Проблематика.
Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:
В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;
– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;
– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);
– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д. 4. Адресат.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: предназначена для специалистов в области …; Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.
Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно
при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.
ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ
Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.
Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.
3. Составление реферата
Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.
Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»
Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).
Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.
Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.
Структура монографического реферата
2. Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:
Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …
3. Композиция.
Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:
Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);
– " – включает в себя …;
– " – содержит … и т. п.
4. Основное содержание.
Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой
статьи. Используются следующие выражения:
Во введении указывается, что…;
– " – отмечается, что …;
В первой главе освещается …. Автор отмечает (указывает, делает вывод), что …; Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;
В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.
5. Наличие иллюстративного материала.
Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:
6. Адресат.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
Статья предназначена для специалистов в области …;
– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.
Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. «Речевая коммуникация»
В качестве примера приведем реферат статьи.
ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТКОНСПЕКТ)
Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. – № 8.
Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми,
а другие – болезнетворными.
В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.
Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен
обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций
– прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли
В статье я расскажу про 10 вещей, которые стоит делать, чтобы была польза от чтения книг. Вы научитесь выбирать книги для себя и запоминать прочитанное.
Очень важно уметь выбирать книги правильно, потому что чем интереснее для читателя книга, тем лучше он усвоит ее, запомнит содержание и поймет и не забудет главную мысль, которую автор хочет донести.
1. Планируйте чтение
Планировать чтение нужно с умом. Не покупайте никогда сразу много книг, потому что чем больше их скопится сразу, тем меньше желание читать, как правило. От одной до трех книг за раз будет достаточно, чтобы остальные не пылились в ожидании очереди.
Не приобретайте себе красивых книжек с картинками. Картинки отвлекают от процесса чтения и книги такие стоят намного дороже. Такая книжка станет отличным подарком для друга.
2. Не тратье время на скучные и неинтересные книги
Если книга на протяжении 4-5 десятков страниц вам интересна, то, скорее всего, будет интересной до конца. Не оправдывайте книгу и не думайте, что дальше будет точно лучше. Не теряйте зря времени, а лучше найдите что-то себе по душе.
Плохая книга – хорошее средство от бессонницы.
4. Книги – не единственный источник информации
Помимо книг существует много других источников информации. Научные статьи, статьи из повседневной жизни или с советами на множество тем; если нет желания читать – прослушайте аудиокнигу; подписывайтесь на рассылки познавательных сайтов; следите за новостями информационных порталов. Подписывайтесь на бесплатные рассылки, проходите развивающие курсы.
5. Полезный инструмент – карандаш
Карандаш – Ваш указатель и инструмент для создания заметок и выделения важной информации. Хорошая книга славится содержанием умных высказываний, советов, из нее можно черпать идеи, вот для этого и нужен карандаш.
А знаете ли Вы, что карандаш можно использовать как ускоритель чтения? Читайте о скорочтении и ускорении чтения в нашей статье: Как читать со скоростью мысли?
Не бойтесь исписать книгу. Это делает мудрее Вас и книгу Вашей.
6. 50 страниц каждый день
Если регулярно следовать правилу «50 страниц каждый день», то за год заметите разницу, а именно в мышлении, разговорах, эрудиции.
Прочитывая по 50 страниц за день, Вы будете прочитывать примерно сотню книг в год.
Осторожно, регулярное чтение вызывает развитие!
7. Включите в свой список книги разных жанров
Каждый человек отдает свое предпочтение одному или нескольким жанрам, но есть люди, читающие любых авторов и любые жанры. Лучше не зачитываться только одним направлением. Внесите разнообразие в чтение.
Читайте научные статьи, фантастику, втягивайтесь в чтение классических произведений (русских и зарубежных). Это послужит разностороннему развитию и расширению кругозора.
8. Пишите свое мнение о произведениях
Если вы читаете увлеченно и внимательно, вникая в суть и подробности книги, пишите о ней, пользуйтесь фразами героев, цитируйте автора. Все это подчеркнет вашу начитанность и развитие.
Оставляйте рецензии к книгам на сайтах, чтобы люди, не знающие о книге, могли определиться с выбором, понять стоит она их внимания или нет, интересна ли будет.
Чтение книг и использование цитат из них делает хорошим собеседником и даст возможность найти новых знакомых с легкостью.
9. Не забывайте про заметки
Создание заметок – верный шаг к развитию и хорошему пониманию содержания. В заметках фиксируйте интересные мысли из литературы, основные мысли произведений, цитаты.
Главное – не забывайте про заметки. Это Ваш друг и помощник, который позволит вспомнить содержание книги и восстановить в памяти утерянные цитаты, фразы, информацию.
Повторение – мать учения!
10. Делитесь книгами с друзьями
Не забывайте делиться книгами и рассказами о них с друзьями и знакомыми! Заражайте их любовью к чтению, а они других людей!
Скорочтение за 30 дней
Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.
Проходите развивающие курсы
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.
Супер-память за 30 дней
Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.
Большинство людей испытывают к книгам странную смесь жадности и апатии. Мы любим покупать книги, копим их , но читаем не всегда. Объёмный список непрочитанного демотивирует.
Не покупайте книги впрок. Вам достаточно одной или двух. Все остальные дождутся своего часа в списке на прочтение. И старайтесь покупать поменьше дорогих иллюстрированных изданий - это хороший подарок, но только не самому себе.
2. Правило 50 страниц
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на неинтересные книги.
Старайтесь побыстрее отсеять скучное и бесполезное. Для этого достаточно прочитать первые 50 страниц книги. Если она увлечёт за 50 страниц, то не разочарует до последней. Если нет - се ля ви.
Старайтесь не давать плохим книгам второго шанса. Ежегодно вокруг вас издаются сотни, тысячи новых и интересных.
3. Кто пишет и о чём
Перед чтением познакомьтесь с книгой: прочитайте об авторе и книге, изучите содержание. Так вы зададите правильный вектор вашего чтения.
Кроме того, перед чтением спросите себя: что вы хотите узнать о книге, какие проблемы она поможет вам решить? Это поможет во время чтения зацепиться за темы, полезные именно вам.
4. Альтернативные форматы
На книгах мир клином не сошёлся. В современном мире хватает форматов: статьи, аудиокниги и подкасты, и лонгриды, дайджесты и рассылки.
Если книги кажутся вам длинными и скучными, значит, так оно и есть. Переключитесь на другие форматы, нащупайте свой.
5. Читайте с карандашом
Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.
Книга - это просто гора словесной руды, из которой вам нужно добыть крупицы смысла. Если нет возможности отделить породу от самородков, то зачем читать?
Смело подчёркивайте, выделяйте, пишите в заметках свои мысли и идеи. Превращайте книгу в нечто большее, чем стопка подшитой бумаги. После такого осмысленного чтения книга становится по-настоящему вашей.
6. Не менее 30 страниц в день
У всех людей свой ритм чтения. «Марафонцы» читают по месяцу, отщипывая от издания по крошке. «Спринтеры» пробегают книгу целиком за пару дней. Однако есть простая и универсальная формула чтения. Она поможет читать и дочитывать до конца раньше, чем вас оставят интерес и силы.
7. Смешиваем жанры
У каждого есть любимые жанры. Однако если слишком углубиться в детективные романы или бизнес-литературу, то наступит перенасыщение. Даже классные книги перестанут радовать.
В таком случае полезно сменить жанр. Перемешивайте книги словно ингредиенты коктейля. После нон-фикшн прочитайте томик русской классики. После неё - фантастику, а затем книгу по переговорам.
Умение чередовать литературные жанры - это отличный способ быть в тонусе и развивать свой читательский кругозор.
8. Пишите о прочитанном
Если вы читаете эффективно, то у вас будут накапливаться цитаты, отрывки и мысли о прочитанном. Это ценная информация, настоящий книжный концентрат. Жалко хранить это в сундуке.
Заведите свой книжный . Пишите рецензии на прочитанное, делитесь цитатами. Опубликуйте список чтения, ругайте плохие издания и хвалите хорошие. Для этого подойдёт даже Facebook, никаких специальных писательских умений не потребуется.
Так у вас появится место для хранения цитат и отрывков, а у ваших друзей - пара поводов любить вас ещё больше.
9. Перечитывайте заметки
Заведите привычку перечитывать свои книжные заметки. Если вы «пережмёте» книгу в несколько страниц, то вам хватит полчаса времени на перебор своих книжных запасов.
Знания любят повторение. Так ключевые идеи всегда будут на расстоянии руки от их практического применения.
10. Презентация о прочитанном
Чтобы не забыть прочитанное в книге, расскажите об этом своим друзьям.
Многие клиенты Smart Reading проводят внутренние семинары, на которых сотрудники делятся книжными находками и рассказывают истории. Подобные семинары можно проводить среди своих друзей или даже членов семьи.
Итак, если написать небольшое саммари на наши советы, то получится следующее:
- Не копите книги, читайте их ежедневно по 30 страниц минимум.
- Судите о книге по первым 50 страницам.
- Не стесняйтесь пробовать разные жанры и альтернативные форматы.
- Обязательно выписывайте цитаты и делайте заметки.
- Делитесь ими в блоге и делайте презентации для коллег и друзей.
- Используйте учетную карточку как закладку. Таким образом вы всегда имеет под рукой мини-журнал, куда вы можете записать тезисы, выводы и возникшие идеи. Можно также записывать их на стиках и развешивать на видном месте.
- Задайтесь целью. Подумайте, что именно вы хотите получить, для чего вы читаете эту книгу.
- Заведите "Дневник читателя". Закончив ту или иную книгу, записывайте в него краткое резюме, основные цитаты, главную идею. Или же выкладывайте выводы и краткое описание в блог или на вики-сервис.
- Расскажите об этом. Это лучший способ сформулировать для самого себя то, что вы прочитали. Поговорите о книге с друзьями или коллегами, в Интернете. Воспроизводя содержание, мы его окончательно осознаем.
- Научите этому. Ничто так не помогает досконально изучить предмет, как его преподавание. Для этого вам не обязательно становится профессором - устройте семинар на работе или лекцию в вашей библиотеке.
- Структурируйте. Это приводит в порядок мысли. Выведите несколько понятий и разложите их в виде последовательных тезисов - это хорошо отложится в памяти.
- Воспользуйтесь Интернетом. Введите основные понятия или название книги в поисковик - с развитием Интернета многие авторы стали размещать по прошествии времени дополнения или исправления к книге. Зайдите на официальный сайт писателя - если вы захотите начать конструктивную беседу, хорошо осведомлены или просите помощи, автор вам не откажет в общении.
- Отвлекитесь. Необходимость быстро читать нам диктует ускорение самой жизни. Курсы ускоренного чтения сейчас невероятно популярны, но там вам не объяснят главного - для того, чтобы понять, о чем только что прочитали, вам необходимо остановиться. Даже если время чтения ограничено, не забывайте отвлечься после каждой главы и хотя бы пять минут поразмыслить о прочитанном.
- Задавайте вопросы. Конечно, это смело, но подумайте - все ли, что написано в книге, правда? Попробуйте исследовать еще несколько точек зрения по этому вопросу - тогда у вас сложится полная картина.
- Составляйте список. Все книги, встречающиеся вам в Интернете, в самих книгах и в разговорах, сносите в список обязательного прочтения. При условии, конечно, что они вас заинтересовали. Не забывайте об этом, иначе потом название обязательно выпадет из головы. И лучше всегда его иметь с собой - вдруг наткнетесь на новый книжный магазин или распродажу.
- Меняйтесь. Время от времени попробуйте читать что-то для вас совершенно непривычное. Купите книгу неизвестного автора или незнакомой тематики - вы можете быть потом приятно удивлены.
- Неудачи случаются. В продолжение предыдущего пункта и не только: ничего страшного, если вы так и не смогли закончить чтение книги, если даже многим она понравилась. На вкус и цвет товарища нет, не тратьте свое личное время, если какая-то книга никак "не идет".